МКФ «Герой и время», звезды говорят: Захар Прилепин
НИА-Ставрополье
Подробности
Сегодня, во второй день проходящего в Железноводске международного кинофестиваля «Герой и время», на вопросы журналистов ответил Захар Прилепин, один из инициаторов проведения мероприятия, член жюри конкурса, российский писатель, филолог, публицист, общественный деятель.
Несколько вопросов ему задал и корреспондент «НИА-Кавказ», который работает на фестивале. Вчера на церемонии открытия фестиваля Вы сказали, что термин герой родился в Древней Греции и под ним понимался человек, бросивший вызов богам. Сегодняшний герой соответствует этому определению? «Конечно соответствует. Я видел за последние годы своей жизни большое количество таких людей, совершавших немыслимые подвиги, равновеликие подвигам древних греков. Но им приходится бросать свой вызов не столько богам, сколько современному информационному пространству. Потому что сегодняшняя новостийная информационная повестка отводит на любое событие, любое реальное деяние не более 15 секунд. Это время, которое отводится на любой подвиг, любой героизм в формате новостей. И тут же их место занимает пространная информация о том, что делала там-то и тогда-то какая-нибудь актриса. Или звезда Instagram. И информацию о делах святых, честных, ранимых и даже погибших за нас удивительных людях смывает вал нелепых, абсурдных античеловеческих новостей. Это меня пугает сегодня гораздо больше, чем вызовы богам. Как я сказал после смерти Захарченко (Александр Захаченко, военный и государственный деятель непризнанной Донецкой Народной Республики, Глава государства, председатель Совета министров и верховный главнокомандующий вооружёнными силами ДНР. Убит 31.08.2019 – прим. редакции), «мир плебеев торжествует». Сейчас богов проще победить чем плебеев. У древних греков не было плебеев как основной фактуры миропонимания. Они не определяли ни память, ни сознание. А сегодня – определяют. Это меня волнует». А вот рефлексия современному герою должна быть присуща? Или он действует исключительно в рамках устоявшихся принципов и соответствующих им стандартов поведения? «Конечно рефлексия присутствует у всех. Конечно, всем нам трудно и тяжело воспринимать умом определённые вещи. Я имею в виду в том числе и разнообразные военные кампании, в которых я участвовал. И на Северном Кавказе, и на Украине. Это конечно все предмет рефлексии. Ведь этого не должно было быть. Как и в Приднестровье, в Южной Осетии. Это же братоубийственные войны. Это гражданские войны. И конечно мы все на эту тему рефлексируем. Это мучительно больно и никакая победительность в этом не присутствует». Отвечая на вопрос нашего корреспондента о том, что читают его дети, Захар Прилепин ответил, что в их библиотеке более полутора тысяч книг. Там есть и Роулинг, и Киплинг, и Конан Дойл, и Чуковский, и Маршак. Дочь предпочитает книги про животных. Младший сын – книги про спорт. Другой сын, старший, читает все подряд. «Сегмент их интересов иногда не очень мне понятен», - отметил известный писатель. Несколько цитат из беседы. О роли филологии в мире и обществе. «В моем понимании все самое главное, что происходит с нами, находится в сфере языка, в сфере литературы. Мы все созданы из русского слова. Хотя мы можем этого и не осознавать. Язык – он создает человека. Национальное мышление и человеческие привычки. Если мы перестаем этим заниматься, мы себя обессмысливаем. В советские сталинские времена были брошены сверх усилия на развитие филологии. На изучение поэтов 17-19 столетий. Издавались сборники произведений Фета, Раевского, Вяземского с колоссальным количеством примечаний. И филологическая школа достигла космических высот. Руководители государства понимали, что русскую словесность, русскую историю нужно подживлять к этому социалистическому проекту. Было понимание того, что без этого невозможно движение вперед. Сегодня этого нет. Наша российская власть ничего об этом не знает и ничего в этом не понимает. И это - трагедия. Это отрыв от почвы, которая нас должна питать. И на которой должно все новое взрастать». О вдохновении. «У меня четверо детей, которые хотят есть, постоянно что-то ломают, крушат, что влияет на достаток в семье. Поэтому постоянно думаешь, как заработать лишние сто рублей. Я постоянно пишу. Вдохновение придумали лентяи». О системе подготовки кадров кинематографистов, которые смогут поднять престиж российского кино в стране и в мире. «В России создана жестокая людоедская социал-дарвинисткая система, которая называется капитализм. Она не предполагает наличие в русской деревне Василия Макаровича Шукшина, который родился в своих Сростках в Сибири, худо-бедно отучился, поднялся, приехал во ВГИК, поступил, отучился и стал великим советским русским режиссером. Молодежь из деревни Ярки Нижегородской области, в которой я сейчас живу, ни в какой ВГИК никогда не поступит. У них в селе нет даже школы. Сегодня в России 40 млн человек живет в деревнях. Из них во ВГИК не поступит ни один. И в итоги нам культуру поставляют люди, которые не живут в России. Которые воспитаны в каком-то другом сообществе. И у них какие-то другие представления о действительности. Для меня это - ментальная катастрофа. Я не чувствую себя своим в культурной, литературной, артистической средах. Есть там сегмент, процентов пять, которые понимают, о чем я сейчас говорю. Остальные живут в другом мире, перпендикулярно-параллельном реальному». «Я пытаюсь донести до власти, что у нас явится через 4-5 лет новое поколение, которому по барабану всё. И в первую очередь все эти патриотические смыслы, о которых мы говорим сейчас».
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.