На первом Международном форуме «Riverport Expo 2018» - первое соглашениеНИА-Ставрополье
В Москве 8-10 ноября впервые проходит Международный форум и выставка «Riverport Expo 2018». В рамках Форума эксперты обсудили задачи и проблемы развития внутренних водных путей и водного транспорта РФ. Также на Форуме было подписано соглашение между ФГБУ «Канал имени Москвы» и «ЗАВИДОВО Девелопмент»: стороны договорились о координации усилий по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры кластера круизного туризма и отдыха «Волжское море». Впервые в России 8−10 ноября 2018 года в Экспоцентре проходит Международный форум и выставка «Riverport Expo 2018». Форум проводится в целях реализации Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года и выполнения задачи о приоритетном развитии речной инфраструктуры России, поставленной президентом России Владимиром Путиным на съезде Союза транспортников России 5 марта 2018 года.
Организаторами форума выступило Агентство стратегических программ в соответствии с решением Морской Коллегии при Правительстве Российской Федерации. Форум проводится при поддержке Министерства Транспорта РФ, ТПП РФ и ООН. Форум «Riverport Expo 2018» стал уникальной площадкой для презентации инвестиционного и экономического потенциала России, направленного на развитие системы внутренних водных путей, создание единого экономического пространства, формирование и развитие портовой сети и ускорение внедрения современных технологий в деятельность речных портов России.
К Форуму проявили интерес более 20 различных стран Европы и Азии. В мероприятии приняли участие такие страны, как: Англия; Бельгия; Германия; Греция; Дания; Иран; Испания; Италия; Китай; Нидерланды; Норвегия; Сингапур; Словения; Турция; Финляндия; Франция; Хорватия; Швеция; Южная Корея; Япония.
В рамках Форума «Инвестиционный потенциал внутренних водных путей России» прошло пленарное заседание «Приоритеты развития внутренних водных путей и водного транспорта РФ. Точки роста». «Жизнь человека зависит от воды на 100 процентов. В России речные пути издавна были главными транспортными артериями. Люди селились рядом с водой, чтобы использовать ее и в качестве самого доступного транспорта. Вода используется и в качестве источника энергии. Немаловажна роль воды и в экологии нашей жизни. Поэтому государство в лице Правительства РФ, обращая внимание на сложившуюся ситуацию, в 2016 году приняло Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ до 2030 года», - заметил ведущий Михаил Кулик,, специалист по международному морскому и внутреннему водному праву, автор и ведущий программы «Жизнь на воде» телеканала ОТР. Документ выявил существенные проблемы: обмеление судоходной системы, старение флота, ухудшение инфраструктуры – гидросооружений и портов. Часть задач уже выполнено, а часть будет реализовано по результатам Форума.
Зампред Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ Александр Балыбердин зачитал приветствие зампреда Правительства РФ, председателя Морской коллегии Юрия Борисова, который заметил, что Морская коллегия рассматривает вопросы развития внутреннего водного транспорта как неотъемлемую часть развития всего транспортного комплекса РФ.
Депутат Госдумы РФ, член комитета по транспорту и строительству Виктор Дерябкин, поприветствовав участников Форума, заметил: «Это первый форум, это только начало, я благодарю всех организаторов, которые рискнули это сделать. Проблем у нас много, протяженность рек России более 100 тысяч километров. У нас более сотни портов и разных гидротехнических сооружений, но мы перевозим менее 2 процентов грузов. Какие-то порты нерентабельны, и флот ждет обновления. Желаю всем участникам полезных дискуссий, желаю уже сегодня находить возможности решения разных проблем. Вместе с бизнесом и правительством мы найдем отражение этих предложений в законах».
Директор информационного центра ООН в Москве Владимир Кузнецов поприветствовал форум от лица Генерального секретаря ООН. Спикер напомнил, что с 2016 года реализуется Повестка устойчивого развития до 2030 года: «Главный замысел Повестки и реализации целей, которые призваны сделать нашу планету более безопасной и процветающей, позитивные изменения должны коснуться всех. Проблема водных ресурсов, морских и речных акваторий напрямую связана с успешной реализацией Повестки-2030. Это десятилетие объявлено ООН Десятилетием воды и водных ресурсов. То, о чем будет говориться на форуме, будет содержать отсылы к целям и задачам Повестки-2030. Важно, чтобы не осталось за бортом и экологическое измерение, которое тоже присутствует в вопросах, которые касаются водных акваторий».
После официальной торжественной процедуры перерезания красной ленточки Форум был открыт.
Руководитель Росморречфлота Юрий Цветков поприветствовал участников Форума от лица Министерства транспорта и Росморречфлота. Он напомнил, что общая протяженность внутренних водных путей - 100 тысяч километров, 74 тысячи водных артерий являются безальтернативным видом транспорта. Эксплуатируется 741 объект гидротехнических сооружений, из них 332 объекта являются критически важными, обеспечивающими напорную силу водохранилищ и каналов. Важным транспортным достоянием страны является единая глубоководная система протяженностью свыше 6,5 тысяч километров, на нее приходится свыше 7 процентов всех грузоперевозок по внутренним водным путям страны.
«С 2017 года Правительством РФ и Минтрансом планомерно осуществляются мероприятия по улучшению качества параметров внутренних водных путей и технического состояния гидротехнических сооружений. Наблюдается положительная динамика по увеличению объемов перевозки грузов. Увеличилось финансирование из бюджета на 4,5 млрд рублей», - рассказал Юрий Цветков. Он напомнил, что водный транспорт самый выгодный с точки зрения стоимости перевозок. Однако есть и недостатки, например, выраженная сезонность.
Игорь Шакало, и.о вице-президента по гражданскому судостроению АО «ОСК», со своей стороны, рассказал о тенденциях развития судостроительной отрасли. Острый вопрос – применения новых технологий в строительстве судов. На повестке дня стоит вопрос применения новых материалов, продолжается работа по поиску новых конструктивных решений. Придется также переходить и на новые виды топлива, с учетом новых требований по экологии. В перспективе также появятся и суда без экипажа.
«На Форуме присутствуют представители правительства и других ведомств, это подчеркивает насколько предмет разговора важен», - заметил Ульрих Гросс (Ulrich Gross), советник генерального директора Порт Дюссельдорф. Эксперт поделился зарубежным опытом развития судоходства и водных путей: «Мы видим высокий потенциал роста водного транспорта. Не повторяйте наших ошибок, мы много фокусировались на автобанах и забывали о водных путях. В России потрясающие водные ресурсы и развитая промышленность, это важно с точки зрения логистической цепочки, с точки зрения возможности использования барж и других судов. В Германии большой проблемой были большие расстояния. Поезда были популярны в прежние времена, но видите, насколько все изменилось». Эксперт заметил, что в 3,4 раза выбросы СО2 больше у грузовиков, чем у барж. С учетом защиты окружающей среды важно развивать водный транспорт.
Инна Рыкова, руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Министерства финансов РФ, призвала участников Форума проявить инициативу в развитии водных путей страны, заметив, что возможна государственная поддержка отрасли речного транспорта: «Все инициируемые проекты имеют низкий уровень проработки. Если у вас есть инициативы и хорошие проекты, а проектов речного транспорта не так много, обращайтесь, мы всегда посмотрим ваш проект и, возможно, предложим те или иные меры поддержки».
Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы», рассказал участникам Форума, что канал имени Москвы – это 12 субъектов РФ, почти 4 тысячи километров, 238 гидротехнических сооружений, 195 единиц флота. Пропускная способность канала – 70 млн тонн, сейчас канал загружен менее чем на 50 процентов . При этом одна баржа заменяет собой от 270 до 333 грузовиков. При активной жизни Москвы востребованность водных путей очень низкая.
Спикер отметил важность расширения магистральной инфраструктуры водных путей. Также в водной отрасли отсутствует цифровизация, замечает Герман Елянюшкин. В прошлом году уже началась оцифровка российских водных путей, в следующем году есть план перейти на синтетические буи – они есть только в карте, в информационной системе. Уже есть такой караван на Оке от Нижнего Новгорода до Белоомута по электронным картам. «Если мы этот подход закрепим, это даст нам два месяца навигации – выставление навигационной обстановки весной и снятие ее осенью. Два месяца навигации это очень много», - заметил Герман Елянюшкин. Сильно выбивает из колеи рост стоимости топлива. Возможно, придется перейти на дизель-электрическое топливо.
Однако есть и позитивные тенденции. Есть также проекты развития жизни на воде – house-boat, три компании в России готовы их поставлять, стартовая цена таких домов на воде начинается с 15 млн рублей за 160 кв. метров.
Открытие навигации должно быть национальным праздником, считает Герман Елянющкин. «Мы это сделали 12 мая, оказалось, что москвичам очень не хватало такого праздника. Такой праздник мы проведем в мае 2019 года, мы заявились в Книгу рекордов Гиннеса, потому что это будет самый большой парад мы ожидаем участие 270 пассажирских судов, яхт».
Сергей Бачин, председатель Совета директоров группы компаний «Агранта», председатель Совета директоров ООО «ЗАВИДОВО Девелопмент», рассказал участникам дискуссии о реализации инвестиционного проекта по строительству нового транспортно-пересадочного узла на территории курорта Завидово на Волге, в рамках проекта «Волжское море». «Наша группа специализируется на развитии новых курортов России. Это Роза-Хутор, это Завидово, и это Ярославское взморье – бухта Коприно. Завидово это большой комплексный курорт, расположенный в Тверской области на реке Волга в 100 километрах от Москвы, - рассказал Сергей Бачин. - Если ты хочешь создать отличную туристическую дистинацию, то обязательно должно быть минимум два условия. Одно условие – мощный платежеспособный спрос, или поток туристов, или проживающие граждане в непосредственной близости. Второе условие- какая-то природная уникальность. С первым условием – наличие близости Москвы – все понятно. А дальше, если мы говорим о всей России, то кроме Черного моря, горных районов, в целом европейская часть России - это равнина ,с туристической точки зрения скучное место. Если ты действительно хочешь как-то привлечь туристов – я не беру здесь исторический туризм – надо находить уникальные места. А это в основном реки. Реки имеют колоссальную ценность для нас, россиян, не только как место, где можно грузы перевозить, но и они имеют значение для развития туризма, для создания точек притяжения, куда наши граждане бы с удовольствием перемещались и отдыхали. Мы , выбирая такое место в центре России, пришли к выводу, что Завидово является наиболее подходящим: это отличная транспортная доступность, это Волга, и начали этот курорт строить.
Чтобы курорт состоялся, желательно, чтобы он был в отличном месте, этого мы достигли. Второй интересный момент – использовать курорт не только летом, но и в течение всего года. Если для транспортников Волга и другие реки являются возможностью для работы только в течение 6-8 месяцев, то для курорта реки работают круглый год. для нас покрытая льдом Волга – это такой же аттракцион, как и река летом. На льду можно кататься, гулять, могут быть зимники, всевозможные аттракционы вплоть до подледной ловли.
В случае с Завидово, почему этот курорт стал успешным, - это еще и отличная точка для начала и окончания круизных маршрутов. Это может быть средняя точка, где круизные маршруты могут останавливаться на зеленую стоянку или для просмотра исторических мест. Завидово вплетено в систему речного круизного туризма. Сейчас такая тема начала развиваться. Мы уже видим прогулочный, яхтенный речной туризм.
Сейчас мы серьезно обсуждаем и продвигаемся по теме создания речного порта в Завидово. Это транспортно-пересадочный узел, это первый речной вокзал, которые планируется построить в России за последние лет 30. Этот ТПУ будет обслуживать как круизные туристические суда, проходящие и стартующие в этом месте, экскурсионные, прогулочные суда, так это возможность и для яхтенного туризма и для спортивных мероприятий. Здесь в силу вступает частно-государственное партнерство. Этот проект вошел в Федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма. На днях она будет подписана и утверждена на 2019-2025 годы. Транспортно-пересадочный узел будет включать в себя порт, железнодорожную ветку, которая будет соединять новую станцию Завидово с Октябрьской железной дорогой, а это значит, что «Ласточки» из Москвы за 1 час 10 минут смогут приходить прямо в порт Завидово. А также это отличное соединение с трассой М-10 и М-11. В данном случае именно правильный выбор места – это возможность пользоваться Волгой, речным транспортом и круизным туризмом – позволяет этому проекту успешно расти и развиваться. Думаю, что проект Завидово и то, как он использовал водную тему, может быть неплохим примером для других проектов, которые могут возникать в ближайшее десятилетие на других ведущих реках России».
На первом Международном форуме и выставке «Riverport Expo 2018» было подписано соглашение между ФГБУ «Канал имени Москвы» и «ЗАВИДОВО Девелопмент». Документ был подписан Владимиром Маркиным, заместителем руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канал имени Москвы», и Сергеем Бачиным, председателем совета директоров «ЗАВИДОВО Девелопмент». Соглашение подписано в рамках развития проекта «Волжское море», его цель - координация усилий по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры кластера круизного туризма и отдыха «Волжское море» для обслуживания туристских судов в устьевом участке реки Шоша.
«ЗАВИДОВО Девелопмент», обладая специальными знаниями, обеспечит выполнение задач комплексных инвестиций с дальнейшим развитием, включая задачи девелопмента и маркетинга, а ФГБУ «Канал имени Москвы» окажет полное и всестороннее содействие в реализации проектов.
Справка:
Международный форум и выставка «Riverport Expo 2018», ключевое событие в рамках проекта сохранения водных ресурсов планеты, получившее поддержку ООН, проходит 8—10 ноября 2018 года в московском Экспоцентре. Форум стал уникальной площадкой для презентации инвестиционного и экономического потенциала России, направленного на развитие системы внутренних водных путей, создание единого экономического пространства, формирование и развитие портовой сети и ускорение внедрения современных технологий в деятельность речных терминалов страны.
Проект «Волжское море» по включению в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019-2025 годы получил 90 баллов и занял первое место из 69 проектов разных регионов России. В кластер "Волжское море" войдут территории проекта "Завидово" и городов Калязин, Кимры, Конаково, Тверь и Весьегонск. В планах развития – создать в Завидово транспортно-пересадочный узел, гостиничные комплексы и аквапарк.Кластер будет создан до 2025 года. Создание кластера "Волжское море" в Тверской области оценивается в 9,1 млрд рублей. Планируется, что на создание кластера будет выделено из федерального бюджета более 1,4 млрд рублей, из бюджета Тверской области - порядка 0,5 млрд рублей, еще более 7,2 млрд рублей – внебюджетные источники. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|