РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Почему КМКР «пожадничали» «Ессентуки» - монополия или здравый смысл?

НИА-Ставрополье

Не секрет, что на Кавминводах разыгралась настоящая водяная драма. Начина-лось все вполне разумно: представители государства, ответственных ведомств и правоохранительных органов всерьёз взялись за очистку рынка от контрафакт-ных вод известных и весьма ценных брендов - «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17». Тем, кто много лет водил потребителя за нос, штампуя слово «Ессентуки» на всём, что солонее водопроводной воды, это, конечно, не понравилось. И очистку рынка они начали именовать его зачисткой.

Сегодня на КМВ существует три зарегистрированных недропользователя, имеющих право на добычу ГОСТовской воды «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17». Это «Холод Розлив», «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ» и АО «Кавминкурортресур-сы». Первые два - частные компании, последний - контролируется государством через Росимущество. Его же обидевшиеся на закон контрафактчики называют в числе глав-ных зачистщиков рынка, как бы смешно это ни звучало, наряду с Роспатентом и, даже, ФАСом. Им приписали желание своими руками создать монополиста в лице предпри-ятия «Холдинг Аква», которое было создано в 2017 году КМКР и частным российским инвестором ООО «Аква Инвест». Это предприятие полного цикла за два года успело стать одним из ведущих в регионе, не только проведя модернизацию на своем заводе, на которую затратило сотни миллионов рублей, но также наведя порядок на месторождениях, в том числе - остановив, грозившие стать необратимыми, процессы ухудшения качества воды.
О необходимости создания предприятия полного цикла, основанного на государственно-частном партнерстве, в «Кавминкурортресурсах» заговорили после того, как стало очевид-но, что передавая воду для розлива сторонним бутиляторам, они теряют шанс контролиро-вать качество конечного товара. Помимо этого, вместе с водой «Ессентуки», бутиляторы получали также и НМПТ, что позволяло им «штамповать» любую другую воду под видом знаменитого бренда и нелегально поставлять ее на рынок, а НМПТ в этой хитрой схеме служило лишь прикрытием. Так, например, компания «Аква Вайт», которая оказывала КМКР сервисные услуги по розливу добываемой ими воды «Ессентуки», и, согласно зако-ну, также получила НМПТ, в дальнейшем, согласно решению суда, использовала его непра-вомерно. Возникает вопрос: не использовал ли «Аква Вайт» сотрудничество с КМКР, как ширму для прикрытия своего нелегального производства и поставок на рынок контрафакта?
Итак, поняв, что своими действиями государственная компания может провоцировать появ-ление на рынке контрафакта, ее руководство решило перестать поставлять сырье предприя-тию «Аква Вайт» и перейти на модель централизованного розлива в рамках совместного предприятия, что позволяет полностью контролировать процесс. К слову, подобная схема «от скважины до потребителя» давно и успешно применяется крупнейшими производите-лями во всем мире, такими, например, как французский Evian или знаменитый Боржоми.
Однако отказ от собственной бутиляции на стороннем предприятии требовал больших вло-жений и производственных мощностей, которых у нее не было. Тогда КМКР начали искать инвестора, готового обеспечить их материальной базой. Нашли. Им и стал упомянутый вы-ше «Аква Инвест», а точнее - его учредитель Егор Логинов. Сразу было оговорено, что КМКР будет принимать участие во всех процессах, включая розлив и ценообразование, контролируя деятельность предприятия. Для еще большей прозрачности и, вероятно, эф-фектного заявления о себе, созданный ими «Холдинг Аква» обратился в Минпромторг с инициативой стать первым в России предприятием, внедрившим цифровую маркировку минеральной воды, которую первые лица государства считают одним из наиболее дей-ственных механизмов в борьбе с контрафактом и некачественной продукцией. Интересно, что до них на этот шаг не решался никто, вероятно не считая его приемлемым в современ-ных «серых» реалиях водного бизнеса. Ведь маркировка позволит отслеживать каждую бу-тылку от скважины до кассы магазина, защитив потребителя от недобросовестных бизнес-менов, а последним - перекрыв кислород.

Но проблема с нелегальной минеральной водой на КМВ оказалась куда более глобальной и решить ее самостоятельно предприятие не могло. В регионе работали десятки контрафакт-чиков, выпускающих продукцию под видом «Ессентуков», хотя таковой она не являлась. В их числе, например, тот же «Аква Вайт», на бутылках воды «Аллея источников №4» и «Ал-лея источников №17» которой красовалось слово Ессентуки. Производители уверяли, что таким образом они лишь указывают город, в котором вода разливается. Предположим, что это так. Но почему тогда на остальной продукции этого же завода город не указан так же - крупным шрифтом на всю этикетку? И что же означают возникшие внезапно цифры 4 и 17? Почему и их нет, например, на Славяновской? Фантазировать на этот счет можно сколько угодно, но факт остается фактом - таким образом покупателя вводили в заблуждение. Это подтвердил и суд, признавший минеральную воду «Аллею Источников №4» контрафактом и обязав прекратить ее выпуск, а также изъять из оборота. Однако, спустя несколько дней, тот же суд по каким-то причинам вынес противоположное решение - «Аква Вайту» разре-шили продолжать выпуск «Аллеи Источников №17».
На этом судебные истории «Аква Вайта» не закончились. Недавно уже его представители обратились в суд с требованием признать ГОСТовские «Ессентуки», разливаемые «Холдин-гом Аква» на принадлежащем ему заводе «ТЭСТИ», не «Ессентуками». Абсурдность ситуа-ции, действительно, зашкаливает - признать «Ессентуки» не «Ессентуками». Накануне рас-смотрения этого нелепого требования, которое назначено на 9 апреля, в ряде региональных СМИ вдруг появляются, видимо для пущей убедительности, материалы, «разоблачающие» «Холдинг Аква» - предприятие с государственным участием - и всех причастных к нему. Здесь же - обвинения в адрес Федеральной антимонопольной службы, недовольство дей-ствиями Роспатента, который лишил НМПТ «Ессентуки» сразу 19 компаний, в том числе и «Аква Вайт», всего-то за то, что они, уже давно не имея доступа к этой воде, почему-то со-храняли за собой право выпускать ее. Тем, кто давно следит за этой историей, вполне оче-видно, откуда торчат уши и почему сразу несколько изданий так резко заинтересовались судьбой одного из контрафактчиков и так сочувствуют его беде.
Но, какие бы полотна текста, обеляющие «Аква Вайт» и очерняющие всех прочих, не появ-лялись в СМИ, факт остается фактом: Роспатент лишил компанию НМПТ «Ессентуки», а суд признал их продукцию незаконной. На каком основании и в качестве кого «Аква Вайт» подал иск против завода «ТЭСТИ» - тоже непонятно. К бренду «Ессентуки» истец не имеет ровным счетом никакого отношения, уже не говоря о том, что все его доводы - надуманы. Но в этом пусть разбирается суд.
Что же касается действий лиц, представляющих интересы государства, федеральных ве-домств и госкомпаний, очевидно, что постоянные судебные разбирательства не прибавляют популярности курорту и его целебным водам. Однако конечная цель перевешивает все из-держки, ведь в результате удалось не только практически полностью очистить рынок от не-качественной продукции, но и приучить потребителей к бдительности. Теперь они ответ-ственнее относятся к выбору минеральной воды, изучая перед покупкой этикетку и контрэтикетку, где указаны производитель, месторождение и конкретные скважины. Если же все причастные не закрутили бы потуже «вентиль», сегодня россиян по-прежнему про-должали бы обманывать, продавая им все подряд под видом знаменитых лечебных вод.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.