РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

ОСИГ «угостил» представителей туриндустрии Северного Кавказа деловым завтраком

НИА-Ставрополье

15.38.55Сегодня в Пятигорске Общенациональная ассоциация индустрии гостеприимства (ОСИГ) провела деловой завтрак. Это было первое официальное мероприятие открытого в октябре текущего года в Северо-Кавказском федеральном округе представительства союза. Гостей принимала полномочный представитель Президента ОСИГ в регионе Анна Наумова. Позавтракал и наш корреспондент в СКФО.

Стильный и уютный интерьер недавно открытого ресторана «МАЁ», немногочисленный состав участников, позволявший всем высказаться и всех послушать и услышать, создали отличную атмосферу для доверительного и конкретного разговора об отрасли экономики, которую во всех республиках Северного Кавказа и Ставропольском крае относят к драйверам развития. Базой для дискуссии стала принятая в марте текущего года Правительством РФ Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года. Она должна стать основополагающим документом для разработки и принятия государственной программы развития отрасли в регионе.
Как сказала в своем выступлении открывшая разговор Наталья Пархоменко, основатель и руководитель турфирмы «Лайт», ведущей свою деятельность на туристическом рынке России и зарубежья уже 27 лет, 42 отрасли экономики государства так или иначе связаны с индустрией гостеприимства. И она же первой назвала одну из главных проблем для развития туризма в регионе – отсутствие квалифицированных и замотивированных кадров. Причем речь идет не о менеджерах разного уровня, а об экскурсоводах, администраторах, поварах, официантах и горничных. Существовавшая в Советском Союзе система подготовки таких специалистов, базировавшаяся на определенных стандартах их обучения, разрушена. Сейчас идет фрагментарное создание её подобия. А вместе с тем работники именно этих специальностей формируют образ региона. Как отметили участники разговора, те же экскурсоводы должны иметь базовое образование, определенный кругозор знаний, обладать навыками общения с людьми, знаниями их психологии, уметь самостоятельно разработать текст своей экскурсии и красиво подать его гостям региона. При подготовке текстов для экскурсий необходимо иметь в виду, что одни и те же события в соседних республиках или представителями различных народов Северного Кавказа могут оцениваться совершенно по-разному. Поэтому кроме всех прочих качеств экскурсовод должен обладать определенным чутьем и тактом при изложении экскурсионных материалов. И как особо отметила Наталья Пархоменко, в последнее время увеличивается спрос на экскурсоводов со знанием иностранных языков. Среди сегодняшних гидов число тех, кто отвечает всем этим требованиям, гораздо меньше, чем необходимо. Повлиять на ситуацию в какой-то мере сможет аттестация и сертифицирование экскурсоводов, необходимость проведения которой декларирована Стратегией. Впрочем, уже сегодня солидные туристические агентства составляют на основании отзывов экскурсантов рейтинг своих гидов. Участники завтрака посчитали, что такая практика должна быть повсеместной и обязательной. Существенное влияние на улучшение ситуации с экскурсоводами могла бы оказать координация их работы на уровне туристических компаний разных субъектов Федерации региона.
Проблема укомплектовать гостиницу или ресторан хорошими кадрами как выяснилось в ходе дискуссии имеет на Северном Кавказе как прикладной, так и фундаментальный, ментальный характер. Первую начинают решать разного рода учебные центры, создаваемые как высшими и средними специальными учебными заведениями, как например Северо-Осетинский госуниверситет, так и общественными организациями, как например Ассоциация Рестораторов и Отельеров СКФО. Ментальная проблема связана, например, с тем, как выразилась Индира Гузеева, эксперт по развитию бизнес-сообществ, эксперт по информационным коммуникационным технологиям, маркетолог, учредитель Ассоциации Рестораторов и Отельеров СКФО, что на Северном Кавказе «каждый мужчина – князь». Каждый поступивший в вуз мальчик считает, что по его окончанию он станет как минимум министром. Эту его уверенность поддерживают все родственники. И когда вместе с дипломом он вдруг не получает вожделенную должность, юноша считает себя чуть ли не обиженным. Разумеется, встать за барную стойку или ходить по ресторанному залу с подносом он не хочет. Женщина же на Северном Кавказе должна обслуживать только мужа, детей, старших членов своей семьи и гостей своего дома. И разумеется, это создает особую проблему для подготовки кадров для индустрии гостеприимства в регионе.
Для повышения престижности профессий тех же официантов существенную роль могли быть сыграть хорошо разрекламированные конкурсы профессионального мастерства. Это точку зрения, высказанную одним из участников дискуссии, поддержали все.
Но решать кадровую проблему в туристической отрасли региона нужно не только путем подготовки новых кадров, и созданием условий для их закрепления. В том числе и с помощью установления достойной зарплаты тем же официантам и горничным. Не являются исключительными случаи, когда хозяева ресторанов и гостиниц, установив солидное денежное довольствие себе и своим замам (по совместительству, своим родственникам) экономят на оплате работы именно тех, кто формируют лицо их заведения: рецепционистов, горничных, поваров, официантов.
Отрицательно на развитие дестинаций как было отмечено в ходе дискуссии влияет отсутствие перспективных планов развития этих площадок. Так строительство тех же гостиниц не сопровождается, например, созданием необходимого количества прачечных и других элементов инфраструктуры. Здесь необходимо объединение усилий муниципалитетов и бизнес-сообщества для создания гармоничной потребительской среды.
Во многих выступлениях поднимался вопрос о создании единого туристического информационного ресурса по Северному Кавказу. На нем туристы могли бы получить всю полезную информацию (увидеть, например, ту же сводную афишу всех интересных для себя мероприятий), бизнесмены и менеджеры - разместить объявления о потребности в тех или иных категориях специалистов, а сами специалисты, претенденты на вакантные должности, - разместить свои резюме, учебные и иные центры могли бы предлагать свои программы различных курсов и тренингов. Инициативу по созданию такого ресурса, как посчитали участники завтрака, мог бы взять на себя ОСИГ.
Разговор в зале ресторана несколько раз пересекался с такими же дискуссиями, проходящими одновременно в Москве и Крыму, в ходе сеансов видеосвязи. Кроме того, за ходом разговора можно было наблюдать в режиме on-line на аккаунте @annanaumovae в Instagram.
Конечно, далеко не все актуальные вопросы развития индустрии гостеприимства можно было обсудить в ходе двухчасового завтрака. Из-за эмоционального обмена мнениями гости даже не смогли уделить должного внимания блюдам, которые были предложены им шеф-поваром ресторана «МАЁ». А они этого заслуживали: и золотистые кабардинские хычины, и чебуреки с сочной начинкой из рубленого мяса и грибов, и потрясающе нежный чизкейк с веточкой брусники.
Сегодняшний деловой завтрак – первый из серии аналогичных мероприятий, которые местное представительство ОСИГ планирует провести в регионе в ближайшее время. Время и место следующего уже определено – 26 ноября, поляна Азау у подножия Эльбруса.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.