РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

В РАНХиГС обсудили практики внедрения партисипаторного бюджетирования на школьном уровне

НИА-Ставрополье

bbb2ec6ec60ddada918 мая 2021 г. состоялась межрегиональная конференция в онлайн формате «Школа. Инициатива. Бюджет.», организованная Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФи Ассоциацией развития финансовой грамотности.

На конференции обсуждались вопросы лучших отечественных и зарубежных практик внедрения партисипаторного бюджетирования на школьном уровне.
С одной стороны, экспертами подчеркивались очевидные преимущества инициативного бюджетирования, среди которых: активное вовлечение учащихся в жизнь школы и муниципалитета, выработка активной гражданской позиции, рост доверия между учащимися и педагогами, формирование понимания того, что действительно необходимо современной молодежи. По сути, это инструмент того, как должен себя вести полноценный гражданин в обществе.
Имеющийся накопленный опыт таких регионов, как Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Алтайский край, Новгородская область, Ярославская область, Республика КОМИ, Оренбургская область подтверждает, что данные практики являются весьма эффективными, легко тиражируемыми и осуществимыми. Но данная легкость опасна и обманчива тем, что школьное инициативное бюджетирование не должно сводиться к тому, что проекты пишутся «для галочки», либо нацелены на решение вопросов и проблем администрации школы.
Декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова считает важным то, что само по себе школьное инициативное бюджетирование выступает одной из современных педагогических технологий, позволяющих научиться работать в команде, выработать презентационные навыки, лидерские качества и пр. Более того, именно школьное партисипаторное бюджетирование позволяет реализовывать идеи школьников. Как правило, интересных практик, как и идей много, а вот реализовать их можно далеко не везде и не всегда. Инициативное бюджетирование позволяет сделать это. Получается, что школьники являются носителями готовых идей, начиная от социальных и экологических проектов и заканчивая инфраструктурными проектами, поскольку у молодежи более широкий фокус, нежели у взрослых. Именно молодежь выступает основным драйвером развития.
«В разных странах реализуются разные подходы к финансированию. Так, неконкурентные модели основаны на том, что каждой школе-участнику выделяется равный объём средств, а сам конкурс идей осуществляется в рамках школы на заранее определенную сумму. Именно такой подход сознательно выбран в большинстве субъектов РФ, реализующих практики инициативного бюджетирования. Конкурентный подход изначально предполагает борьбу школ за имеющиеся бюджетные ресурсы на проекты. Второй подход чаще используют в тех случаях, когда идей много, а вот денег недостаточно.
Если учесть и тот факт, что в «дорожной карте» по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (утв. Банком России, Минфином России 03.12.2018 г.) предусмотрено «Создание эффективного механизма отбора и поддержки (масштабирования) частных и общественных инициатив», а президентом РФ в Послании Федеральному собранию была поставлена задача довести долю распределения местных бюджетов с участием населения до 5%, проблема инициативного бюджетирования на уровне школы становится более, чем актуальной», - подчеркнула декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.