Сергей Решетняк о перспективах изменения правового регулирования в сфере закупок
НИА-Ставрополье
Подробности
В Правительстве РФ согласовано удвоение закупок у малого и среднего бизнеса, а также решено пока не вводить.
«Прежде всего стоит отметить, что законодательство в сфере контрактной системы является одним из самых динамичных, наравне с налоговым законодательством. И, как и в случае с последним, это говорит не о необработанности или нерассчитанности принимаемых норм, а об изменчивости экономических отношений, которые данными нормами регламентируются», - рассказывает заместитель декана Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк. В этом плане закупки, действительно, являются сложным правовым и экономическим институтом, поскольку призваны не только обеспечивать государство всем необходимым, но и выступают эффективным инструментом поддержки для бизнеса. И, когда есть необходимость, государство корректирует условия осуществления закупок, чтобы упростить доступ новых поставщиков. В этом ключе планируются и новые изменения. После пандемии и связанных с ней ограничений малый бизнес испытывает серьёзные проблемы. Чтобы поддержать его государство идёт на увеличение объёма обязательных закупок, осуществляемых у субъектов МСП до 30%. Это вдвое больше, чем сейчас. При этом, планируемые изменения рассматриваются как обеспеченные возможностями рынка. Но не всеми. «Закупочные отношения специфичны в силу наличия в них административного элемента и жестких требований к поставщикам.Это требования по опыту работы с государственными и муниципальными заказами, а также требования по предоставлению финансовых гарантий исполнения контракта. Государство пытается максимально их упростить, а также отказывается принимать новые, как например, требование о введение рейтинга заказчиков, который планировалось внести этим же законопроектом, но от которого в итоге отказались. Но отказаться от механизма гарантий в принципе, государство не имеет права, поскольку это ставит под угрозу исполнения заказа, а, следовательно и в неисполнение государственных функций, которые закупка и должна была обеспечить. Но предоставить такие гарантии, даже ту же банковскую гарантию, сейчас малому бизнесу крайне сложно, с учётом резко упавшего дохода малых производителей. Отсюда возникает риск, что добрать новые 15%, дополнившие уже существовавшие15% закупок у субъектов МСП, может оказаться сложно. И тут существует большой риск, что эту нишу займут всевозможные аффилированные с крупным бизнесом и государственными структурами и корпорациями малые производители и социально-ориентированные НКО, что в конечном итоге не поможет поддержать самостоятельных производителей, в интересах которых и планируются изменения. Но тут та ситуация, что лучше сделать, а потом исправлять недочёты, чем не сделать и сожалеть о крахе малого бизнеса в стране. Закупки показали себя эффективным механизмом поддержки субъектов МСП, поэтому можно и нужно его использовать и дальше. Но при условии оценки, кто становится реальными поставщиками. Стоит отметить и ещё одно важное запланированное изменение. Речь о продолжающейся борьбе с офшорами. Если сейчас речь идет о запрете участия в закупках офшорных компаний, то в будущем планируются ограничения для тех компаний, чьи бенефициары имеют офшорную юрисдикцию. Это важное дополнение существующих мер борьбы с офшорами в контрактных отношениях. Как и указывал ранее, институт закупок призван обеспечить финансовую поддержку для отечественного производителя. Поэтому нельзя допустить отток капиталов, выделяемых на данные цели, посредством участия офшорных компаний, которые не работают на развитие и усиление российской экономики», - заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.