РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Олег Горчев: «Туризм стал для СКФО объединяющей идеей всего региона»

НИА-Ставрополье

gorchev gorizontalnoeВ день открытия Международного инвестиционного форума «Сочи-2015» на вопросы директора «НИА Кавказ» ответил Председатель Правления ОАО «Курорты Северного Кавказа» (ОАО «КСК») Олег Горчев.

1. Как Вы считаете, почему туристическая отрасль выбрана в качестве приоритетной для развития на Северном Кавказе?

Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО)   решает целый ряд острых социальных проблем, основные из которых — высокий уровень безработицы и активная трудовая миграция молодежи в центральные регионы России. Кроме того, проект является объединяющей идеей для всех регионов Северного Кавказа, позволяя создать комплексный туристический продукт, учитывающий рекреационные возможности каждого из регионов.

Необходимо отметить, что в целом туризм является одной из  наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. В 2014 году число международных туристов достигло 1,14 млрд человек, что на 51 миллион больше, чем в 2013 году. Каждый турист создает 8-10 рабочих мест в разных отраслях экономики, таких как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, то есть представляет собой некий драйвер социально-экономического развития. Всего же, по оценкам экспертов, туризм оказывает мультипликативное воздействие более чем на 50 отраслей экономики.

«Якорный» проект по развитию индустрии туризма на Кавказе — туристический кластер, создаваемый ОАО «КСК», которое занимается не только вопросами строительства горнолыжной инфраструктуры и привлечения инвестиций в проект, но и создает рабочие места, готовит кадровую базу, развивает смежные отрасли, интегрирующие представителей местного малого бизнеса в работу объектов туристического кластера.

2.  Проект туристического кластера реализуется ОАО «КСК» на принципах государственно-частного партнерства. В чем суть партнерских отношений государства и бизнеса на примере вашего проекта?

Механизм государственно-частного партнерства четко разграничивает сферы ответственности участников проекта. Государство через ОАО «КСК» финансирует создание внутренней инженерной инфраструктуры на территории особых экономических зон; за счет средств федеральных целевых программ, программ естественных монополий и республиканских бюджетов осуществляется строительство внешней энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры до территории Особых Экономических Зон (ОЭЗ). Частный бизнес вкладывает деньги непосредственно в гостиничную и туристско-развлекательную инфраструктуру, коммерческую недвижимость.

Важно понимать отличие процессов развития туристско-рекреационных особых экономических зон от развития ОЭЗ остальных типов при применении механизмов государственно-частного партнерства, которые заключаются в незначительной инвестиционной привлекательности проектов на начальных этапах развития. Заинтересованность частных инвесторов появляется, как правило, при наличии туристического потока, формируемого, в том числе, развитой горнолыжной и транспортной инфраструктурой. Поэтому на текущем, первом этапе развития туристического кластера, требуется максимальное участие государства с точки зрения капиталовложений и ресурсов для создания турпотока, который будет содействовать повышению инвестиционной привлекательности проекта. Второй этап характеризуется постепенным изменением ситуации в сторону увеличения соотношения инвестиций в пользу внебюджетных источников.

3. Как управляющая компания «Курорты Северного Кавказа» разрабатывает проекты планировки территории особых экономических зон. То, как сегодня застроены и обустроены некоторые курорты, позволяет усомниться в наличии какого-либо планового начала. Разработка и утверждение генеральных планов, контроль за соблюдением правил застройки этих зон входит в Вашу компетенцию? Если «да», то как это осуществляется?

Очень часто курорты развиваются стихийно, вокруг какого-либо объекта — природной, исторической, культурной достопримечательности. Проект под управлением ОАО «КСК» идет по принципиально иному пути. Важной частью нашей деятельности является проведение подготовительных работ, предшествующих непосредственно строительству курорта.

Эта подготовительная фаза может занимать до 5-6 лет для каждой курортной площадки. Она включает работы по созданию ОЭЗ, проведение землеустроительных, кадастровых и инвентаризационных работ в отношении земельных участков, вошедших в состав ОЭЗ, и их передачу в управление ОАО «КСК». Важным этапом подготовки к развитию курорта является разработка, согласование и утверждение градостроительной документации: проекта планировки территории, плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей территории, перечня объектов инфраструктуры ОЭЗ, перспективного плана развития ОЭЗ. На основе этих документов разрабатывается проектно-сметная документация курорта, единый архитектурный стиль.

После этого, на этапе практической реализации проекта, управляющая компания направляет инвестиции на создание ключевых объектов некоммерческой инфраструктуры, тогда как инвестор осуществляет строительство коммерческой инфраструктуры, тем самым формируется ядро ОЭЗ.

Важной задачей компании на этом этапе является привлечение международного и российского опыта создания горнолыжной и туристической инфраструктуры и ее эксплуатации, а также интеграция передовых технологий, концептуальных решений в проект Северо-Кавказского туристического кластера. Это позволяет заранее, с учетом мировой практики, определить «узкие» места при освоении и развитии территории будущего курорта и нивелировать потенциальные риски.

4.  Еще одна из ключевых задач для компании — реализация стратегии продвижения проекта во внутреннем и внешнем информационных пространствах и формирование позитивной среды в регионах реализации проекта. То есть, одно дело создать продукт или услугу. Другое, еще более важное — выгодно продать их. Как реализуется эта задача и каковы успехи в ее реализации?

Ключевое отличие курортов Северного Кавказа от других туристических продуктов заключается в том, что здесь спрос был раньше предложения: вспомните, какой популярностью пользовалось это направление в советский период — миллионы людей ежегодно ходили по горным маршрутам. И государство, инициируя комплексный проект туристического кластера, заранее понимало, что спрос на отдых на Северном Кавказе будет.

Поэтому задача ОАО «КСК» — не продавать северокавказский туристический продукт, а информировать россиян о его наличии, о развитии наших курортов.

Важным инструментом такого информирования и создания позитивного имиджа региона стал фотопроект «Хребет», автором 
и сопродюсером которого выступил Антон Ланге, знаменитый российский фотограф-путешественник, реализовавший в 2006 году фото- и кинопроект «Россия из окна поезда». Структурной основой проекта стало путешествие по региону с Запада на Восток вдоль Главного Кавказского хребта. Проект позволяет раскрыть природное, историческое, культурное и этническое разнообразие Северного Кавказа, способное стать основой для формирования новой традиции восприятия региона как гостеприимного и уникального края.

В ряду других наших проектов могу назвать серию блог-туров «Чудеса Кавказа» по регионам Северо-Кавказского федерального округа, которая вызвала массовый позитивный отклик в интернете, поддержка инициативы создания бренда «Кавказский сувенир» и ряд других.

Мы работаем в плотном контакте с Минкультуры России, а также с региональными ведомствами в регионах СКФО, отвечающими за развитие туризма, с целью комплексного продвижения рекреационного потенциала Кавказа за его пределами.

5. В этом году компании исполняется 5 лет. Подведите, пожалуйста, итоги работы за этот период?

Нужно понимать, что 5 лет для компании, развивающей проект в сфере туризма — это не срок. Вспомните европейские «горнолыжные державы» — Францию, Италию, Австрию: здесь период становления качественного курорта составлял от 30 до 50 лет.

ОАО «КСК» проделало путь от идеи до работающего курорта — ВТРК «Архыз» — всего за три года. Был построен ряд инфраструктурных объектов, запущен в эксплуатацию первый пусковой комплекс — туристическая деревня Романтик. На «Эльбрусе» достраивается самая высокогорная канатная дорога в Европе.

Если говорить о менее заметной, но очень важной подготовительной работе, то здесь практически по всем ОЭЗ упорядочены земельные отношения, подготовлена документация территориального планирования.

За эти 5 лет туризм стал для СКФО объединяющей идеей всего региона и одной из ключевых отраслей экономики, наравне с промышленностью и сельским хозяйством. И я очень надеюсь, что еще через 5 лет, когда туристических кластер перейдет «от детства к отрочеству», нашу увлеченность Северным Кавказом, его великолепными возможностями для отдыха и занятий спортом, нашу убежденность в том, что регион может и должен быть популярным туристическим направлением, будут разделять все жители страны.

Спасибо. Желаем воплощения всех Ваших планов!


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.