РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Эксперт СКИ РАНХиГС рассказала о росте цен на «борщевой набор»

НИА-Ставрополье

0970«Борщевой набор» — это вполне легитимный экономический индикатор, которым оперирует председатель российского ЦБ Э. Набиуллина.

Овощи "борщевого набора" - это товары повседневного спроса, обладающие высокой социальной значимостью, поэтому они должны быть доступны каждому россиянину.
Вместе с тем, по данным Росстата, в июне 2021 года морковь подорожала на 150%, капуста — почти на 89%, лук — на 35%, картофель — на 80,4%. В результате средняя стоимость продуктов для приготовления борща к июлю 2021 года выросла до 314 рублей, что на 13% выше, чем в начале года. При этом доходы россиян росли намного медленнее.
По мнению доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидата социологических наук Ирины Долговой, есть несколько причин возникновения такой ситуации.
К объективным можно отнести неблагоприятные погодные условия в 2020 году, в результате чего российские производители картофеля и моркови собрали урожай меньше на 15%. Объем российского картофеля, пригодного к реализации в сети, был ниже прошлого года на 20-30% (в зависимости от региона), поэтому уже в апреле 2021 года торговые сети перешли на реализацию картофеля из Египта. В Египте (основная страна-поставщик) из-за раннего окончания сезона возник дефицит картофеля, что не могло не отразиться на цене.
Сезон реализации российской моркови завершился в апреле, поэтому в сетевой торговле реализовывалась в основном морковь мытая из Израиля, Турции, Египта). Дефицит моркови в Израиле - основном поставщике - также привел к повышению цены.
Рост цены на свеклу связан с острым дефицитом в России – урожай российских производителей закончился, а сборы нового урожая в странах ближнего зарубежья не начались из-за неблагоприятных погодных условий.
Безусловно, есть и субъективные причины. В первую очередь, это критическая ситуация с инфраструктурой и сбытом.
Самая большая проблема с «борщевым набором», по мнению доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидата социологических наук Ирины Долговой, заключается в том, что в стране катастрофически не хватает овощехранилищ. Именно современные овощехранилища позволяют сберечь осенний урожай до следующего года — вплоть до уборки нового урожая. В России на сегодняшний день по статистике функционируют овощехранилища суммарной мощностью примерно 7 300 тыс. тонн. Этого хватает для хранения около 30% выращенного урожая картофеля и овощей, однако лишь 42% мощностей подходят для долгосрочного хранения продукции.
«Что касается сбыта, то средние и малые хозяйства имеют серьезные проблемы с выходом на рынок: они не в состоянии выполнить условия входа в торговые сети. В тоже время отсутствуют доступные и комфортные постоянно действующие торговые площадки для реализации овощей и фруктов, которые могли бы использоваться производителями сельхозпродукции напрямую. Проведение сезонных ярмарок выходного дня кардинально проблему не решает», - поясняет эксперт.
«Свой вклад в увеличение цен на овощную продукцию вносит рост тарифов на коммунальные услуги, транспорт, индексацию зарплат работников. Выросшие издержки производители не могут перекладывать никуда, кроме как в цены.
В Ставропольском крае основные факторы роста цен на "борщевой набор" - это нехватка овощехранилищ и небольшое количество производств, где овощи не только выращивают, но и моют и упаковывают. Поскольку федеральные торговые сети закупают овощи только в мытом и упакованном виде, на прилавки сетей напрямую от ставропольских производителей попадает только 5-10% продукции, а 65% уходит перекупщикам.
Производители не имеют возможности самостоятельно сбывать продукцию на розничном рынке, поэтому 65% овощной продукции забирают перекупщики, которые устанавливают цены, как правило, невыгодные и производителю, и конечному потребителю.
Выход из ситуации - создание кооперативов из фермеров и хозяйств, которые сами будут определять условия и цену реализации продукции.
Также важно поддержать местных производителей, дать им возможность зайти в торговые сети, что обеспечит "прозрачность" ценообразования и возможность контролировать размер торговой надбавки на "борщевой набор"», - рассказала доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук Ирина Долгова.

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.