РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Эксперт СКИ РАНХиГС о приоритетах России в спорте

НИА-Ставрополье

Kuliev1MО приоритетах в спорте рассказал эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.

2023 г. год - год столетия Министерства спорта Российской Федерации. Глава государства в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта по вопросам «О дальнейшем развитии массового спорта».

Обсуждались предложения по дальнейшему развитию и обеспечению широкой доступности массового спорта, поддержка отечественных производств, выпускающих спортивную продукцию, медицинское обеспечение.

Как отметил президент проекта, которые, отменены международными структурами управления спортом в России, нужно восполнить за счёт новых форматов. Это можно сделать достаточно быстро: организовать открытые и привлекательные со всех точек зрения многоэтапные спортивные турниры, обеспечить участие в них иностранных атлетов, клубов, команд. Вот, например, с 21 по 29 апреля 2023 года в Каракасе и Ла-Гуайра (Венесуэла) проходят V Боливарианские игры АЛБА. В соревнованиях принимают участие около 3500 спортсменов и 11 стран. В состав российской делегации вошли 48 спортсменов – они выступают в соревнованиях по семи видам спорта: бокс, пляжный волейбол, каратэ, настольный теннис, прыжки на батуте, тяжёлая атлетика, художественная гимнастика. На наш взгляд, особенно важно, чтобы российские спортсмены могли соревноваться на международном уровне, демонстрировать своё мастерство, а молодые участники – приобретать необходимый соревновательный опыт. К тому же, это отличная возможность посмотреть на организацию соревнований других стран и приобрести дополнительный опыт.

На сегодняшний день обсуждению подлежит широкое привлечение к систематическому занятию физической культурой, спортом работающих граждан, экономически активное население и молодежь.

Требуются особенные, специальные подходы, тем более что это люди уже состоявшиеся, семейные, занятые на работе и дома. В том числе нужно подумать, что необходимо для дальнейшего, более современного развития так называемого корпоративного спорта. Законодательство введено понятие «корпоративный спорт» определяемое как часть массового спорта, направленная на физическую подготовку, физическое развитие работников организаций, объединённых отраслевой принадлежностью или принадлежностью к профессии, государственных корпораций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, членов их семей и на организацию и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди указанных лиц.

Федеральным законом также устанавливается, что под школьными и студенческими спортивными лигами понимаются некоммерческие организации, целями которых являются вовлечение обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развитие и популяризация школьного спорта, а также организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий среди обучающихся.

Опыт крупных компаний и госкорпораций – «Газпрома», РЖД, «Росатома», «ЛУКОЙЛа» и «Ростеха», наглядно показывает важность этой деятельности. По инициативе «Ростеха» в 2018 году было воссоздано спортивное общество «Трудовые резервы». Создание Ассоциации развития корпоративного спорта, Ассоциации спортивных молодежных организаций должны иметь совместные программы действий представителей бизнеса, органов власти всех уровней и общественных объединений, в том числе помочь ведущих спортивных обществ таких как «Динамо», «Спартак», ЦСКА. Необходима система организации и проведения массовых физкультурных и спортивных мероприятий.

Соревнования общероссийские, и региональные, муниципальные –могут быть комплексными и многоэтапными, которые будут интересны представителям всех возрастов, особенно молодежи, доступны людям с самой разной физической подготовкой.

Необходима правильная мотивация для увеличения популяризации массового спорта в государственных и муниципальных средствах массовой информации, активнее продвигать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО через разъяснительную работу, проведение масштабных соревнований, поддержки участников и, конечно, создавать для занятий физической культурой и спортом соответствующие условия – современную, хорошо оснащённую спортивную инфраструктуру. Создавать инфраструктуру, которая удобна людям по месторасположению и по цене. Необходимо решать вопросы на уровне субъектов Федераций, региональных, муниципальных округов. В России есть уникальные природные места это Дагестан, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесия, где необходима большая работа по созданию спортивных комплексов различной направленности. К сожалению, развитием спортивной и туристической инфраструктуры в этих регионах занимаются недостаточно.

Серьезного обсуждения требуют вопросы о медицинском допуске к соревнованиям различного уровня. Отсутствует сеть спортивных диспансеров для проведения постоянного наблюдения за спортсменами и физкультурниками. Платежеспособность многих учебных заведений низкая для оплаты медицинского обеспечения. Во многих вузах, особенно, на периферии, нет медицинских работников имеющих разрешение на проведение обследования занимающихся. Устранили медицинские справки о состоянии здоровья, поступающих в вузы и ссузы. Коммерческие цены медицинских учреждений запредельно высоки для занимающихся, также и для вузов, и для ссузов, спортивных школ, где родители оплачивают все расходы для занятий спортом. Вопросы об экипировке спортсменов тоже вызывают ценовую тревогу. Все это не может быть мотивацией для занятий физической культурой и спортом.

Год 100-летия Министерства спорта Российской Федерации, может стать активным движением для глав субъектов Федераций, муниципалитетов, руководителей образовательных учреждений для развития массового спорта, обеспечению его доступности. Кроме того, было принято решение, что к 2024 году субъекты Федерации должны будут направлять на спорт не менее двух процентов своих региональных бюджетов. Президент предлагает подумать о том, чтобы с 2025 года ежегодно увеличивать расходы на спорт и делать это так, чтобы не допускать разрывов в финансировании спорта, качестве и доступности спортивной инфраструктуры в зависимости от уровня бюджетных возможностей регионов. Вовлечение в систематические занятия спортом к 2024 году 55 процентов граждан и 70 процентов – к 2030-му, возможно только при объединении всех сил, всех регионов, всех структур нашей страны.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.