РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Как и чему учат чиновников: беседа с директором Центра «Высшая школа Государственного управления СКИ- филиала РАНХиГС» Анной Орлянской

НИА-Ставрополье

IMG 1787В Высшей школе Государственного Управления Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС на прошлой неделе курсы повышения квалификации прошли ведущие специалисты министерств и ведомств в сфере экономического развития, образования, сельского хозяйства и национальной политики из Кабардино-Балкарии и Ингушетии.

Цели программы «Государственная национальная политика в системе национальной безопасности» - обучить слушателей современным механизмам реализации государственной национальной политики, ознакомить их с передовым опытом субъектов РФ по управлению межэтническими и этноконфессиональными отношениями, сформировать умения и навыки применения механизмов реализации государственной национальной политики.

Ведущие эксперты Северо-Кавказского института РАНХиГС провели для чиновников республиканских министерств и ведомств 36-часовой курс по дисциплинам: актуальные направления национальной безопасности РФ, направления демографической политики РФ, управление межэтническими конфликтами, концептуальные основы государственной национальной политики РФ, нормативное правовое обеспечение управления межэтническими отношениями и этнополитическими процессами.

А накануне курсов корреспондент «НИА-Кавказ» встретился с директором Центра «Высшая школа Государственного Управления Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС», кандидатом экономических наук Анной Орлянской и попросил её рассказать о Центре, его задачах и функциях.

«Наша основная задача, - начала рассказ моя собеседница, - содействие развитию института государственной и гражданской службы. Это организация системы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленцев разных звеньев государственной и муниципальной службы. Исходя из преследуемой нами цели и поставленной задачи, мы стараемся сделать процесс обучения у нас максимально практико-прикладным. Отсюда и предъявляемые нами высокие требования к преподавателям. Мы стараемся привлекать экспертов из Москвы, из других регионов, тех, кто может поделиться каким-либо практическим опытом. Мы также стараемся организовать процесс обучения так, чтобы обеспечивался эффективный обмен опытом между самими слушателями. Потому что наши слушатели одновременно являются и экспертами по тематикам предлагаемых им программ обучения и, в принципе, могут многому научить друг друга. Наша задача сделать так, чтобы такой процесс был запущен».

«Ряд программ мы реализуем по государственному заданию и эти программы являются частью глобальной государственной политики, - продолжает Анна Александровна, - например, президентские программы подготовки управленческих кадров. Так с 2011 года мы обучаем руководителей учреждений образования и здравоохранения, а с 2013 года к ним добавились руководители учреждений культуры. У нас они рассматривают актуальные вопросы своих отраслей плюс осуществляют подготовку проектов. Причём они либо приезжают с готовыми идеями проектов, либо генерируют их здесь. Мы им помогаем их проработать и довести до такого состояния, чтобы эти проекты могли быть реализованы на практике».

В Вашем центре проходят обучение различные категории государственных и муниципальных служащих, от специалистов отделов и управлений до министров региональных правительств. Следующий вопрос напрашивался сам собой: «А ощущают ли сами ваши слушатели потребность в тех знаниях и навыках, которые вы им предлагаете? Есть ли у них потребность в обучении, в повышении своей деловой квалификации?»

С точки зрения директора Центра конечно среди обучающихся по их программам присутствует доля тех, кто рассматривает приезд на учёбу просто как возможность в очередной раз посетить Пятигорск. Одна из причин, считает моя собеседница, проистекает из проблемы самой государственной и муниципальной службы, где не всегда прослеживается связь между квалификацией чиновника и перспективами его карьерного роста. Чтобы сделать процесс обучения максимально привлекательным и эффективным в Центре строят его так, чтобы на курсах слушатели получали ответы на актуальные для них вопросы, дают такие программы, которые бы позволяли им решать именно практические задачи. «А эти актуальные вопросы мы узнаем в процессе общения с нашими заказчиками, нам помогает их определить и РАНХиГС, который держит руку на пульсе государственной политики. Поэтому иногда мы уже сегодня знаем то, что может стать актуальным для местного чиновника только завтра».

«Для того, чтобы дополнительное образование было эффективным, надо чтобы оно в себе сочетало обучение и консалтинг, - считает Анна Орлянская. - То есть по большому счету это должно быть выполнение практических заданий, грамотное построение цепи действий, позволяющей выполнить служебные практические задания под руководством преподавателя».

Наш корреспондент поинтересовался, какие курсы, темы обучения по линии дополнительного образования особенно востребованы, пользуются популярностью у слушателей?

Оказывается, долгое время была востребована программа по управлению закупками. Сегодня её популярность несколько уменьшилась. На передний план выходят программы, связанные с проектным управлением. В условиях осуществляемого перехода от управления с помощью поручений к управлению приоритетными проектами такой интерес понятен.

«Проектное управление, - считает моя собеседница, - это попытка заставить чиновников быть максимально результативными, персонифицировать ответственность за результаты работы. У проекта есть конкретный руководитель, есть kpi (ключевые показатели эффективности – примечание редакции), есть команда. Более того, сейчас наше правительство уделяет большое внимание работе с кадровым резервом. А проектная работа - хороший способ привлекать резервистов, дать им возможность проявить себя в деле».

Мы немного поговорили о том, что среди слушателей курсов повышения квалификации можно часто увидеть выпускников СКИ-филиала РАНХиГС разных лет, которых отличает хорошая базовая подготовка. И о том, как отслеживает Центр судьбу своих «курсантов». И о том, что среди них явно просматриваются яркие лидеры.

А в заключении мы приведём два мнения слушателей курсов, о которых мы рассказали в самом начале.

Заместитель министра образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики Ирина Шонтукова :«Лекции в РАНХиГС носили интерактивный характер. Это всегда интересно и проще для восприятия. Это возможность для дискуссий, обмена интеллектуального и энергетического. Мы услышали представителей других регионов Северного Кавказа, сравнили проблемы, которые есть у нас и у них. Поэтому такой характер лекций на интерактивной основе имеет однозначно положительный эффект».

Начальник отдела по внешним связям и национальной политике Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия Мадина Барахоева: «Такая выстроенная система повышения квалификации в ВШГУ РАНХиГС дает знания в различных областях: политология, философия, управление конфликтами, психология. На лекциях мы спорили, были расхождения во мнениях, но всегда находили консенсус с преподавателем. Приятно, когда с твоим мнением считаются, и что, очень важно, по итогам лекции о миграционной политике наши мнения отражены в проекте резолюции для миграционных служб. Преподаватели курсов подошли к обучению неформально, заставляли нас думать, и дали понимание того, что это необходимо».

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.