Баланс между стабильностью и ростом российской экономики по-прежнему будет смещен в сторону стабильности
НИА-Ставрополье
Подробности
Опубликован сентябрьский выпуск экспертного исследования Президентской академии и Института Гайдара «Мониторинг экономической ситуации и вызовы социально-экономического развития». Специалисты представили актуальные данные по экономике России, состояния федерального и региональных бюджетов, репродуктивной динамике субъектов РФ.
В статье «Экономический рост: прогнозы снижаются» анализируется среднесрочный прогноз Минэкономразвития. Под влиянием результатов 1 полугодия 2019 года МЭР понизил собственные оценки на весь текущий год по ряду позиций (оборот розничной торговли, расходы на конечное потребление, инвестиции), оставив неизменным прогноз по ВВП на уровне 1,3%, но уменьшив его (с 2 до 1,7%) на 2020 г. Главным фактором снижения многих прогнозируемых ранее показателей эксперты называют не только внешние, но и внутренние риски. Эксперты придерживаются той точки зрения, что доля расходов населения на обслуживание кредитов заметно увеличивается – темпы роста потребительского кредитования (22–24% за год) значительно превосходят темпы роста номинальных доходов населения (4–5%), что может привести к росту неплатежей по кредитам (плохих долгов). При этом ожидаемое в 2020 г. снижение динамики потребительского кредитования окажет негативное влияние на потребительский спрос. Кроме того, вместо ранее планировавшегося МЭР роста инвестиций на 7% в 2020 г. ожидается, тем не менее, высокий рост в 5% и сохранение в среднесрочной перспективе (до 2024 г.) темпов роста инвестиций в диапазоне 5,3–6,5%. Это крайне амбициозные планы, реализация которых возможна при кардинальном смягчении бюджетной и кредитно-денежной политики. «Наряду с уменьшением внешнего спроса даже пониженный прогноз МЭР по росту ВВП в будущем году вызывает сомнения. И даже если внешние условия окажутся более благоприятными, то сочетание жестких денежной и бюджетной политик будут и далее приводить к тому, что баланс между стабильностью и ростом так и будет значительно смещен в сторону стабильности», - отмечает Алексей Ведев, заведующий лабораторией структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС, ведущий научный сотрудник лаборатории финансовых исследований Института Гайдара. В статье «Федеральный бюджет: доля НДС в налоговых доходах растет» рассматриваются итоги исполнения федерального бюджета РФ за 1 полугодие 2019 года. Эксперты обращают внимание, что доходы федерального бюджета по итогам 1 полугодия 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросли на 0,4 п.п. ВВП – в первую очередь, за счет повышения ставки НДС с 18 до 20%, и одновременно произошло сокращение расходов на 0,9 п.п. ВВП. В результате федеральный бюджет исполнен с профицитом в 3,3% ВВП. «Однако такие результаты не дают повода для оптимизма, особенно с точки зрения рисков для доходной части бюджета. Так, цены на нефть могут снизиться, акцизы подходят к исчерпанию своего потенциала как источника пополнения бюджета, а увеличение ставки НДС по косвенным признакам негативно сказалось на внутреннем потреблении и импорте», - полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Гайдара Сергей Белев. Во 2 полугодии следует ожидать значительного роста расходов, поскольку кассовое исполнение, особенно по отдельным национальным проектам, в 1 полугодии серьезно запаздывало. Соответственно профицит федерального бюджета может снизиться. По федеральным проектам, реализуемым в рамках национальных проектов, фактическое исполнение бюджета за январь-июнь 2019 г. составило 558,8 млрд руб., или 32,4% от утвержденных расходов с учетом изменений (1723,0 млрд руб.). По ряду федеральных проектов деньги практически не расходовались: по проекту «Безопасность дорожного движения» было потрачено лишь 1,8%, по «Цифровому государственному управлению» – 4,4%, по проекту «Успех каждого ребенка» – 6,7%. «Риски бюджетной устойчивости в краткосрочном периоде минимальны, но ввиду крайне низкого кассового исполнения ряда федеральных проектов (реализуемых в рамках нацпроектов), возникают риски недостижения запланированных на нынешний год проектных параметров», - комментирует старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Тищенко. В статье «Региональные бюджеты за январь-июль 2019: рост доходов замедляется» отмечается, что быстрое увеличение собственных доходов консолидированных бюджетов регионов в условиях низких темпов роста экономики не могло сохраняться долго, и после роста на 22,6% по итогам первых 4 месяцев 2019 г. увеличение налоговых и неналоговых доходов регионов в мае-июле составило лишь 1,4% и до конца года, вероятно, будет оставаться на низком уровне. В 81 субъекте РФ доходы консолидированного бюджета за 7 месяцев 2019 г. превысили уровень соответствующего периода прошлого года. Отрицательные темпы роста доходов Калужской области (99,7% от прошлогоднего), Республики Хакасия (89,3%) и Республики Саха (99,7%) обусловлены высокими темпами роста доходов за 7 месяцев 2018 г. Лишь Республика Ингушетия (93,9%) третий год подряд показывает низкие темпы роста бюджетных доходов. Рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ за 7 месяцев 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г. составил 10,9%, что выше уровня инфляции и несколько ниже темпов роста бюджетных доходов. Положительный прирост расходов наблюдался в 80 регионах, а в 70 из них прирост расходов превысил инфляцию за аналогичный период. В свою очередь, замедление темпов роста регионов до конца года будет оказывать сдерживающее влияние на их расходные обязательства. Хорошие показатели общей сбалансированности региональных бюджетов способствовали дальнейшему сокращению средней долговой нагрузки субъектов РФ, которая составила 21,5% от объема доходов регионов, вернувшись к уровню 2009–2012 гг. Тем не менее у средне- и низкообеспеченных регионов она примерно в два раза превышает данный уровень. Высокая же долговая нагрузка, превышающая 100% доходов, сохранилась лишь у Мордовии, в то время как 3 года назад таких субъектов было 9. «Рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ хотя и продолжается, однако темпы его серьезно замедлились, что коррелирует с низкими темпами роста экономики. При этом третий год подряд продолжает увеличиваться дифференциация доходов между богатыми и бедными регионами. Так, темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов высокообеспеченных (13 субъектов, не получающих в 2019 г. выравнивающих дотаций), среднеобеспеченных (41 субъект) и низкообеспеченных (31) субъектов за 7 месяцев 2019 г. по отношению к соответствующему периоду 2018 г. составили соответственно 114,0, 111,0 и 107,2%. Данная тенденция свидетельствует о том, что система стимулов, заложенная в соглашениях о нецелевой финансовой помощи регионам, не приводит к сокращению дифференциации регионального развития», - рассказывает Александр Дерюгин, старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС научный сотрудник лаборатории бюджетной политики Института Гайдара. В статье «Репродуктивная динамика в регионах: рост многодетности на фоне снижения рождаемости» представлен анализ итоговых данных за 2018 год. Они свидетельствуют об укреплении двух разнонаправленных тенденций: снижения рождаемости первых и вторых детей и роста рождаемости третьих и последующих детей. Исследователи отмечают, что высокий уровень многодетности характерен прежде всего для регионов с низкими социально-экономическими показателями. Однако, судя по динамике последних лет, рождаемость третьих и последующих детей показала тенденцию, противоположную общему тренду: она росла в 2018 г. по всем федеральным округам, причем рост охватил гораздо большее число регионов, чем в 2017 г. Среднее по регионам изменение рождаемости третьих и последующих детей в 2018 г. составило +2,77% по сравнению с -0,61% в 2017г.; число регионов, где рождаемость третьих и последующих детей выросла в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом, составило 64 против 35 в 2017 г. Это не самое существенное увеличение за рассматриваемый период: так, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. рост в среднем по регионам составил 7,77%, а число регионов, где этот коэффициент уменьшился, – 4 из 82. Однако тогда рождаемость детей «высоких» порядков росла по регионам одновременно с ростом рождаемости вторых детей, а не на фоне снижения последней, как в 2018 г. Сокращение рождаемости первых детей носило устойчивый характер по всем федеральным округам начиная с 2012 года, тогда как рождаемость вторых детей, увеличивавшаяся по 2015 г. включительно, затем стала снижаться. Ее сокращение в 2018 г. по сравнению с предыдущим годом в среднем по регионам РФ составило 3,46% при 11,9% в 2017 г. Сокращение рождаемости по вторым детям второй год остается доминирующей тенденцией по регионам. Из 85 регионов рост рождаемости по вторым детям в 2018 г. наблюдался только в 9 (причем в трех из них – менее чем на 1%). «С учетом более высокой рождаемости третьих и последующих детей в регионах с низкими социально-экономическими показателями, целесообразно корректировать меры поддержки рождаемости третьих и последующих детей с учетом региональной специфики и вырабатывать новые подходы к повышению рождаемости первых и вторых детей», - говорит Константин Казенин, директор Центра региональных исследований и урбанистики ИПЭИ РАНХиГС, старший научный сотрудник научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института Гайдара. Данные о демографическом развитии других стран с общим уровнем рождаемости, близком нынешнему российскому, например, в странах Западной, Центральной и Восточной Европы в 1960–2010 гг., содержащиеся в Human Fertility Database, показывают, что ни в одной из этих стран рост рождаемости третьих и последующих детей при сокращении рождаемости первых и вторых не длился более 5 лет. Однако автоматически переносить эту закономерность на Россию оснований нет, считают эксперты.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.