РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Развитие института оценки регулирующего воздействия в Республике Дагестан: итоги и перспективы

НИА-Ставрополье

GoncharGPОценка регулирующего воздействия – это единственная официальная государственная процедура, в которую входит опрос представителей бизнеса о возможных последствиях предлагаемого регулирования до того, как будет принято решение. Эксперт Северо-Кавказского института РАНХиГС Галина Гончар, кандидат экономических наук, доцент, обсудила итоги, перспективы внедрения и развития оценки регулирующего воздействия в Республике Дагестан с заместителем министра экономики и территориального развития республики Гаджи Султановым и генеральным директор Ассоциации фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Магомедом Абдурахмановым.

Галина Гончар: Гаджи Русланович, в республике достигнуты определенные успехи по внедрению и развитию процедуры оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов. Каковы основные цифры, особо значимые проведенные мероприятия в данной сфере деятельности?

Гаджи Султанов: Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан подготовлено 244 заключения на проекты нормативных правовых актов, более трети изкоторыхотрицательные, так как в этих проектах выявлены избыточные и затратные требования для бизнеса.

Показательным является 2016 год: регион занимает 13-е место (в 2015 г. - 22-е место) среди 85 субъектов Федерации в рейтинге качества проведения оценки регулирующего воздействия, составленном Министерством экономического развития Российской Федерации.

Главными факторами достигнутого прогресса послужили прежде всего внесенные в законодательство республики изменения, определяющие нормотворческую деятельность и затрагивающие вопросы предпринимательской и инвестиционной сферы, 9 соглашений, заключенных органами власти с организациями бизнеса, изучение и внедрение наиболее успешного опыта развития оценки регулирующего воздействия других субъектов РФ.

Галина Гончар: Магомед Алавутдинович, какова роль и участие бизнес сообществ в процедуре оценки регулирующего воздействия и оценке фактического воздействия?

Магомедом Абдурахманов: Для сферы бизнеса это в первую очередь очевидный прогресс в обеспечение открытости и прозрачности нормотворческих процессов, и согласование интересов различных групп адресатов регулирования. На наш взгляд, наиболее эффективным механизмом стали проведенные публичные консультации. Они позволяют получать максимум информации о возможных механизмах нового регулирования, сформировав при этом объективную позицию в отношении готовящегося документа. По результатам публичных консультаций, представляемых на рассмотрение уполномоченного органа, осуществляется анализ предложенных инициатив, результатом которого являются: оценка целесообразности регулирующей инициативы; блокировка неэффективных регулирующих решений; устранение положений, вводящих избыточные издержки и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности; устранение рисков возникновения необоснованных расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан.

Гаджи Султанов: Сегодня у власти есть только один выход – меняться, быть эффективной. Если внешние факторы, влияющие на экономику, зависят не от нас, то система государственного управления – это наша прямая компетенция и обязанность.

Галина Гончар: Высказывать свое мнение и знать, что оно будет учтено, становится характерными признаками нормотворческого процесса в республике, и это сегодня становится очевидным. Как бы вы оценили происходящие изменения?

Магомед Абдурахманов: Еще несколько лет назад не представлялась возможной какая-либо полемика по поводу принимаемого органом-разработчиком акта, предусматривающего регулирование деятельности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Как правило, их ставили перед фактом о его вступлении в силу. Сейчас процедура оценки регулирующего воздействия направлена на то, что любой разрабатываемый нормативный правовой акт, затрагивающий вопросы предпринимательской деятельности, проверяется на его эффективность, то есть предпринимательское сообщество высказывает свое мнение о возможных последствиях предлагаемого правового регулирования до того, как будет принято решение. Очевидно, что уровень взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления с общественным организациями, представляющими интересы бизнес-сообщества в республике в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия, является результатом повседневного внимания со стороны главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова и администрации главы и Правительства Республики Дагестан.

Гаджи Султанов: Кроме того, руководство республики понимает, что на данном этапе необходимо активизировать участие объединений предпринимателей и, особенно, общественных организаций в публичных обсуждениях, продолжить совершенствование нормативно-правовой, методической и информационнойбазы в сфере оценки регулирующеговоздействия практики право применения; развить оценку и экспертизу нормативных документов на муниципальном уровне.

Галина Гончар: подводя итог как собственного экспертного мнения по эффективности внедрения и развития института оценки регулирующего воздействия, так и результата диалогового общения с представителями органов власти, бизнес-сообщества региона считаем, что несмотря на позитивные тенденции проводимой процедуры, назвать ее безупречной нельзя – она требует совершенствования. Необходимо призвать уполномоченные органы государственной власти более вдумчиво прорабатывать поступавшие предложения в ходе публичных консультаций, эффективно проводить семинары с бизнес структурами по применению инструментария оценки регулирующего воздействия для анализа ограничений и запретов, налагаемых на субъекты предпринимательской деятельности.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.