Анна Орлянская: Цифровая экономика. Какие компетенции нужны чиновникам?НИА-Ставрополье
С 2003 года в нашей стране началась реализация административной реформы, которая была вызвана необходимостью повышения результативности работы системы государственного и муниципального управления. Указ Президента РФ "О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах» определил приоритетные направления административной реформы: - разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; - создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; - организация предоставления государственных услуг в электронной форме; - оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции; - повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Экспертное мнение директора ВШГУ Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, доцента кафедры экономики и антимонопольного регулирования, кандидата экономических наук Анны Орлянской.
Анна Александровна, а результаты есть?
В направлениях административной реформы удалось добиться значительных результатов в ряде регионов страны. Многофункциональные центры составили реальную конкуренцию органам власти и управления в оказании государственных и муниципальных услуг, что способствовало повышению их качества и доступности для получателей.
Цифровая экономика. За ней будущее? Новые вызовы перед органами власти и управления ставит цифровизация экономики. В июле 2017 года Правительство РФ утвердило программу «Цифровая экономика РФ». Зачем Россия нужна цифровая экономика? В стране ведь чего только нет: нефть, газ, уголь, металлы, причем самые разные, и черные и цветные, золото, платина и даже алмазы! Идёт технологическое развитие, интеллектуальная база очень хорошая. Но, стране необходим технологический рывок и прорыв в будущее. Бывший министр нефти одной арабской страны сказал: «Каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии». Вот они и появляются в мире. Цитируя Президента Владимира Путина - « и тот, кто опоздает в этом соревновании, мгновенно попадет в полную зависимость от лидеров этого процесса". Цифровая экономика – это не отрасль, а уклад жизни, и конечно, вопрос национальной безопасности. Сегодня вопросы цифровой экономики обсуждаются самыми разными людьми, но никто не знает каковы последствия, что несет в себе цифровая экономика, какие проблемы, в том числе экономические, социальные, философские она может вызвать. 11 января 2018 года Президент РФ Владимир Путин провёл встречу с руководителями российских печатных средств массовой информации и информационных агентств. В ходе беседы было определено, что цифровая экономика очень многообразна, каждое направление этой деятельности требует особого внимания, наиболее глубинным является применение цифровых технологий в промышленности. Через некоторое время любой товар будет находиться в информационных цифровых платформах, без использования информации с этих платформ, ничего нельзя будет построить и модернизировать. «Если мы пропустим этот момент, то тогда безнадежно отстанем, – отметил Владимир Путин. Правительство РФ работает над тем, чтобы создать единую платформу в рамках Евразийского экономического союза. Необходимо создавать новые платформы, разделяя и риски, и направления деятельности между всеми участниками. Сбербанк России продвинулся достаточно далеко в этом направлении, в Администрации Президента и в Правительстве работают над этим». Сфера электронной торговли постоянно расширяется, и это превратилось не только в торговлю, а в более широкую платформу по оказанию услуг. Не менее важно применение цифровых технологий в сфере транспорта, сопряжение различных видов перевозок. С использованием цифровых технологий это делается в десятки раз эффективнее, и конечная цена товара резко снижается. Наряду, с современными генно-инженерными технологиями, нанотехнологиями, цифровые технологии становятся сквозными, и именно из них будет складываться будущее человечества.
Современные вызовы государственного управления обсудили и на состоявшемся в январе Гайдаровском форуме. Чему было уделено особое внимание ? Модернизации государственного управления. К примеру, глава Сбербанка Герман Греф считает необходимым сформировать некий трансфер лучших практик из бизнеса в государственную практику. В основе реализации – идея построения государства как платформы. Это означает, что сложные решения остаются за людьми, все простые решения – в области автоматического принятия. В период цифровой эпохи перед государством стоит колоссальная задача - повышение эффективности государственного управления. Связана она с созданием эффективных институтов, в первую очередь института образования. Университет третьего поколения включает в себя три вещи одновременно: практику, науку и образование. По мнению Германа Грефа, несомненным является тот факт, что успех человека – это количество правильно принятых решений в своей жизни, успех корпорации – это количество правильно принятых решений в общем объеме принимаемых решений, успех государства – это точность принимаемых государственных решений. Точность этих решений зависит от наличия или отсутствия информации.
Вопросы цифрового мира являются стратегическими в русле современных экономических условий? Особый интерес вызывает позиция вице-президента Центра стратегических разработок Марии Шклярук. Она подчеркивает необходимость цифровизации системы государственного управления для обеспечения роста прозрачности и скорости принятия оперативных решений. Предлагается сформировать единый центр управления государственной политикой по выработке единых методологических подходов к кадровой работе на госслужбе. Это позволит снизить административную нагрузку на организации и граждан на 50%, сократить общее количество видов государственного контроля в 3 раза, снизить число федеральных органов контроля и надзора к 2024 году. Сохранение старой кадровой системы государственного управления, основанной на личной лояльности, а не на профессионализме невозможно, так как миллионы рабочих мест будут заменены автоматизированными процессами, систему необходимо реформировать. Логичным результатом непрерывного процесса автоматизации будет являться изменение роли людей на государственной и муниципальной службе, ужесточение требований к их профессионализму.
Итак, если резюмировать вышесказанное, какие же все-таки компетенции нужны чиновникам ? Необходимо понимать, что проблема цифровой экономики не сводится лишь к проблеме цифрового мира. Очевидно, что в современных реалиях государственным и муниципальным служащим Северо-Кавказского федерального округа необходимо сформировать компетенции принятия решений в условиях неопределенности и риска. Судя по различным оценкам и прогнозам, в XXI веке нам с вами нужно будет жить в сооружении под названием «soft skills» (в пер. с англ. «гибкие навыки») — это комплекс неспециализированных надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Их условно можно разделить на 3 части, это Hardskills – профессиональные навыки, Softskills - навыки XXI века, это креативность, коллаборативность, критическое мышление, когнитивная гибкость и Digitalskills – основы программирования, компьютерной грамматики. Если в прошлом веке особенно ценилось умение человека выполнять строго определенную рабочую функцию и занимать своё место в системе разделения труда, то сегодня, как никогда ранее, от людей требуется умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах. Ключевым выводом является тот факт, что необходимо инвестировать в развитие гибких навыков сотрудников.
Готовы ли чиновники Северо-Кавказского округа работать с учетом требований цифровизации экономики? В период с 2005 по 2016 гг. численность работников, занятых в государственных органах и органах местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе возросла в 2 раза - с 69 тыс. до 141 тыс. чел. Практика показывает, чиновники округа не всегда готовы к работе в реалиях изменяющегося мира с учетом требований цифровизации экономики. Для тех, кто видит свое профессиональное будущее на государственной или муниципальной службе критически необходимо наращивать свои компетенции. Особое значение приобретает формирование системы эффективного дополнительного профессионального образования, способного быстро восполнять компетентностные дефициты. Особенно высока актуальность сочетания обучения и консалтинга, что позволяет слушателям по итогам обучения получать применимые в рабочем процессе результаты. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|