РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Быть финансово грамотным, чтобы делать правильный выбор: в Северо-Кавказском институте-филиале РАНХиГС прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие финансовой грамотности: управленческий и педагогический опыт»

НИА-Ставрополье

DSCN8468Рубль или биткоин? Где хранить деньги: в банке или баночке? Израсходовать сегодня или отложить на «черный день»? Потратить на новый автомобиль или на получение образования? Как сохранить, прирастить и эффективно распорядиться своими доходами, не пополнив ряды обманутых вкладчиков или дольщиков? Нам ежедневно приходится отвечать на эти или аналогичные им вопросы, нам постоянно приходится принимать решения. И так не хочется ошибиться!

Выход только один - необходимо повышать свою грамотность: правовую, социальную, финансовую. Актуальные вопросы повышения последней из трех обсуждали на этой неделе в Пятигорске в рамках научно-практической конференции «Развитие финансовой грамотности: управленческий и педагогический опыт», организованной Министерством финансов Ставропольского края и Северо-Кавказским институтом- филиалом РАНХиГС. Координаторы работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории субъектов, руководители и педагоги общеобразовательных школ северокавказских регионов, представители федеральных и региональных министерств, Центрального банка РФ, более 50 экспертов из Москвы, Татарстана, Архангельской области, Томской области, Алтайского края, Саратовской области, Ставропольского края и Северного Кавказа провели в столице СКФО заинтересованный разговор и обмен мнениями по этой насущной проблеме.
Перед участниками мероприятия выступили Советник Директора Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Анна Зеленцова, консультант Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации Елена Ильина и министр финансов Ставропольского края Лариса Калинченко. Состоялась экспертная сессия «Внедрение в практическую деятельность образовательных организаций материалов и образовательных программ по финансовой грамотности: педагогический аспект», в рамках которой о своем опыте рассказали представители Томской области и Алтайского края.
Перед началом одного из круглых столов корреспондент «НИА-Кавказ» побеседовал с Оксаной Ступниковой, деканом факультета экономики, управления и права СКИ-филиала РАНХиГС, руководителем Северо-Кавказского Межрегионального методического центра по финансовой грамотности.
Что такое финансовая грамотность? Обычное умение считать деньги и во всем определять свою выгоду?
Как оказалось, все немного сложнее. «Я бы сказала, - делится своими мыслями моя собеседница, - что сегодня финансовая грамотность — это одно из условий для успешной социализации человека. В условиях командно-административной экономики государство использовало политику патернализма, когда большую часть забот о гражданине брало на себя: обеспечивало его работой и жильем, давало возможность получить специальность и бесплатное образование, гарантировало пенсионное обеспечение и еще много чего. Сегодня все эти вопросы человек должен решать сам. Хочешь купить жилье в кредит – решай, в каком банке и на каких условиях оформлять ипотеку. Хочешь получить образование – решай, хватит ли твоих способностей для поступления на бюджетные места и достаточно ли твоих средств для оплаты обучения в противном случае. И для принятия взвешенных решений по этим и целому ряду других вопросов нужно быть финансово грамотным человеком».
Какова цель проекта повышения финансовой грамотности населения, каков критерий его эффективности?
«Мы готовим педагогов по повышению финансовой грамотности, которые потом у себя в школах, на своих предметах начнут рассказывать то, чему мы их научили. Очень часто в самый первый день занятий мы встречаем очень серьезное сопротивление с их стороны. Причина этого сопротивления заключается вот в чем: «Я - математик (географ, физик, преподаватель русского или иностранного языка и т.п.), а вы из меня пытаетесь сделать финансиста». Это ошибочное суждение: нет цели у программы сделать из кого-то финансистов. Основных задач по повышению финансовой грамотности две: пробудить интерес к получению знаний в этой сфере и предостеречь людей от ошибок при принятии финансовых решений. Мы обучаем педагогов, которые в свою очередь обучают школьников от вторых-четвертых классов и заканчивая учреждениями среднего профессионального образования. Если мы добьемся того, что открывая дверь в микрофинансовую организацию, наш молодой человек задумается, а стоит ли ему заходить внутрь, если взяв в руки кредитный договор он прочитает его от корки до корки, тогда мы сможем сказать, что основная цель программы достигнута. Мы должны сделать его более внимательным, более скрупулезным, более аккуратным в подписании разного рода финансовых документов».
Бюджет государства складывается из бюджета семей? Умеем ли мы сегодня в основе своей составлять и вести свой семейный бюджет? Не пора ли в школах ввести курс семейного бюджетирования?
«Это - базовая тема в рамках проекта повышения финансовой грамотности. Уже во 2-4 классах школы детей обучают вопросу, что такое деньги. Затем их учат тому, что такое личный и семейный бюджет: его доходы и расходы, источники средств семьи на какие цели они расходуются. Для ребят постарше мы показанием разного рода приложения, как можно эффективно управлять личным и семейным бюджетом».
И закончили мы нашу беседу на очень позитивной ноте. Оксана Ступникова рассказала, как на прямом эфире в студии одной из телерадиокомпаний в Карачаево-Черкесии провела опрос студийной аудитории. На её просьбу поднять руку тех, кто знает, как вести семейный бюджет, положительно отреагировали все присутствующие. «А кто использует эти знания на практике?» - был следующий вопрос. Поднятых рук осталось меньше. «А кто записывает свои доходы и расходы?» - спросила она в завершении. Поднятых рук осталось ещё меньше. Но их оказалось порядка 50 процентов. «Если люди не лукавили, то это приятно удивляющий факт, - считает моя собеседница. - Если люди начинают фиксировать свои доходы и расходы, значит они понимают, что в этом случае учет идет более эффективно. И они более рационально расходуют свои денежные средства. И принимают более взвешенные решения по их расходованию».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.