РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Как повлияло дистанционное обучение на социальную активность студентов в образовательном процессе?

НИА-Ставрополье

PHOTO 2021 05 23 19 15 25 1В марте 2020 года в связи со сложной эпидемиологической обстановкой все образовательные организации были вынуждены перевести учебный процесс в онлайн-формат.

После снятия ряда ограничений высшие учебные заведения не в полной мере, однако, вернулись к привычному формату организации учебного процесса. На данный момент обучение во многих ВУЗах проходит частично с применением дистанционных образовательных технологий.
Подобные изменения в формате обучения оказали влияния на обучающихся высшей школы. О том, как повлияло дистанционное обучение на социальную активность студентов в образовательном процессе, рассказала заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, доктор социологических наук, профессор Светлана Алиева: «Вынужденный переход на дистанционное обучение внес значительные коррективы в социокультурное пространство вуза, заметно нарушив традиционный ритм жизни и общения студентов. В новой ситуации пришлось отказаться от апробированных форм и методов взаимодействия со студентами и перейти на новый формат. Основным действующим лицом стал аватар, который хоть и подтверждает реально существующего и однозначно идентифицируемого студента, однако очень обедняет и одновременно усложняет коммуникации. Несколько разнообразнее стали контакты в период ограничения требований самоизоляции: появилась возможность сочетания реальных и виртуальных форм работы, что было весьма позитивно воспринято студентами. Как показали наши наблюдения, студенты осознали ценность живого человеческого общения с однокурсниками и возможность непосредственного взаимодействия с преподавателями».
Это подтвердили и беседы со студентами. Большинство дали более высокую оценку получаемой информации в аудитории в ходе общения с преподавателями, отмечая, что цифровой контент по значимости отстает от традиционного «живого» общения на лекциях.
«Особенно заметно снизилась социальная активность студентов в процессе прохождения практик. Так, преддипломная практика, прохождение которой предусматривалось на кафедрах, в основном базировалась на материалах сайтов исследуемых организаций. С одной стороны, исключался опыт общения с представителями профильных организаций, а с другой – повышались требования к анализу информации об организации, ее организационной структуры, экономической эффективности, обеспечению кадровыми ресурсами и др.
Вместе с тем, в значительной степени вырос интерес к цифровому сегменту образовательного пространства, возросла потребность в информации о вузе, об образовательной программе подготовки. Наиболее востребованным источником стал сайт вуза, электронная библиотечная среда. Анализ страниц студентов сети ВКонтакте показал заметный пласт информации, связанной с профессиональным знанием. Студенты стали активно обмениваться информацией об образовательном процессе, о выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине, о подготовке к предстоящим занятиям.
Итак, влияние пандемии COVID – 19 на социальную активность студентов в образовательном процессе очевидно. Несмотря на то, студенты как особая социальная группа, вполне способны включаться в различные формы самоорганизации: как в традиционные, так и в виртуальные, они отдают предпочтение первым. Более того, благодаря этому опыту организации учебного процесса, студенты осознали ценность социального общения и коммуникаций в студенческой среде, а также в значительной степени повысили познавательную активность», - отметила заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, доктор социологических наук, профессор Светлана Алиева.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.