РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Лилия Мулляр: Человеческий капитал или «личная годность» ?

НИА-Ставрополье

IMG 8440Влияние ценностных предпочтений субъектов социального действия на экономическую и политическую эффективность государства столь значительно, что, будучи устойчивыми сегментами менталитета, они мотивируют экономическое и управленческое поведение человека и опосредуют темпы, механику, качество реализации человеческого капитала, а, значит, и социального роста.

Экспертное мнение Лилии Мулляр - профессор кафедры истории, права и  гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского филиала РАНХиГС

ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории,

доктор философских наук, доцент

Констатация экономической и политико-управленческой состоятельности современного российского общества звучит прогрессивно, а новационные перспективы весьма заманчивы; теоретическая и эмпирическая популяризация понятия «человеческий капитал» формирует, казалось бы, внятный тренд социально-экономического развития.А в реальности?

В реальности - онтологический парадокс: с одной стороны, налицо развертывание объективных условий для экономической и политико-управленческой активности человека, с другой стороны, латентная сила аксиологических стереотипов удерживает экономическое поведение в рамках производительной рецессии, а управленческое поведение - в унылой зависимости от бюрократической архаики и консервативного этатизма. Ценностный контент личности, таким образом, импликативен по отношению к человеческому капиталу, к текущему социальному процессу и модернизационным событиям. Нежелание признавать и принимать в расчет данное обстоятельство сводило неоднократные попытки российской власти преодолеть историческое аутсайдерство государства к «холостому ходу» социальных трансформаций. «Прорывные» притязания современной России адекватны данной исторической традиции, т.е. типу неорганической модернизации, которая предпринимается с целью преодоления исторического отставания, совершается путем заимствования технологий, директивных мероприятий, «быстрых» инновационных инициатив власти. Неорганическая модернизация начинается без подготовки сознания (без изменения менталитета) - не с культуры, а с экономики и политики, потому производится стремительно и неестественно. В результате общество развивается по схеме «ложной модернизации» (термин П. Штомпки), лишь имитирующей прогрессивное состояние: ценности «модернити» рассогласованы и дисгармоничны.

   В тоже время, «органическая модернизация» осуществляется за счет внутренних источников и означает комплекс закономерных социально-онтологических трансформаций, таких какие, например, происходили в Западной Европе в XV-XVI веках (Ренессанс и Реформация). Органическая модернизация начинается с подготовки сознания (изменения в менталитете) - с культуры, а не с экономики и политики, потому происходит постепенно и естественно, формируя ценности «модернити»: приоритет рационализма, индивидуализма, интенсивности,   законопослушания и гражданственности.

Модернизацию в России как можно характеризовать?

       Нынешнюю, очередную неорганическую модернизацию в России правомерно характеризовать как практику социальной эклектики: претензии на экономико-политические трансформации по западному типу (человеческий капитал, проектный офис, цифровизация) в условиях сохранения и укрепления традиционных «святоотеческих» ценностей (приоритет эмоциональности / душевности, коллективизма, экстенсивности, импульсивности, незаконопослушания). По нашему глубокому убеждению, именно ценностно-ментальный контент препятствует полноценной социально-онтологической модернизации, а её перспективность зависит от глубинных ментальных изменений, способности общественного сознания совершить «переход через внутренние Альпы» (термин В. Лехциера).

В российской интеллектуальной культуре есть концептуальный прецедент, могущий претендовать на статус идейного основания цивилизационного прорыва. Мы имеем ввиду концепцию «личной годности», разработанную Петром Струве в начале XX века и содержащую ценностный комплекс, оптимально соответствующий сценарию прогрессивного развития социума: автономия личности (индивидуализм), личная ответственность, выдержка / самообладание / расчетливость (рационализм), добровольное долженствование, добросовестность, сознательность, самодисциплина. Именно   «личная годность» определяет то, КАК субъект распорядится своим человеческим капиталом.

От чего зависит социальное продвижение россиян?

Начать процесс преодоления «ментального барьера» / «личной негодности» для России жизненно необходимо, поскольку «... дисциплина управления моделями ментальности - осознание и изменение внутренних картин устройства мира - может стать главным шагом вперед» (П. Зенге). Перспективное социальное продвижение зависит от того, сможет ли российское общество преодолеть последствия многовековой ориентации на сравнительные преимущества (природные ресурсы и / или низкую стоимость рабочей силы), осознать и принять необходимость изменения традиционной ценностно-ментальной модели, препятствующей созданию благоприятного модернизационного климата. Очевидна потребность в государственных программных усилиях в направлении трансформирования ценностно-ментальной системы: следует сконцентрировать государственное внимание на построении процесса глубокого гуманитарного воспитания детей и обеспечении глубокой гуманитарной образованности взрослых.  

«Модернити»-социальность (рациональная, благополучная, комфортная) может быть создана только в результате предварительного или, как минимум, одновременного по отношению к изменениям в экономико-политической конфигурации общества критического переосмысления социально-ценностного контента, а затем его обновления. Поэтому «личная годность» условно первична, человеческий капитал условно вторичен.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.