РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Елена Дугина: «Главные задачи, стоящие перед программой, - объединить людей и разработать программы развития регионов». Часть первая

НИА-Ставрополье

jvz4rSkQ18 октября в Пятигорске, в Северо-Кавказском институте-филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитой проектов завершился заключительный этап V модуля образовательной программы «Управленческое мастерство: развитие региональных команд – 2018». Семь команд управленцев из всех регионов Северного Кавказа представили на суд компетентного жюри семь проектов. Гран-при «Лидеры изменений» завоевала управленческая команда Республики Северная Осетия-Алания, в номинации «Лучший проект» победила команда Республики Дагестан, а «Приз зрительских симпатий» достался команде из Ингушетии.

О самой программе, о проектах и об управленческих командах Северного Кавказа корреспондент «НИА-Кавказ» беседует с Еленой Дугиной, руководителем экспертной группы программы Развития региональных команд, научным руководителем программы обучения моногородов Высшей школы государственного управления РАНХиГС.

Несколько слов о том, какие категории управленцев обучаются в рамках данной программы? Какие задачи решаются в рамках различных её модулей? Как отслеживается судьба слушателей, прошедших обучение?

Это программа пятимодульная, и в ней обучаются командами. Это вообще новое в образовании не только у нас, но и за рубежом. Суть методики в том, что главная задача, которая ставится перед программой, - объединить людей. В Пятигорске было проведено обучение по программе развития региональных команд. Это одна из флагманских программ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Повторюсь, что это программа пятимодульная и главная её задача состоит в том, чтобы в ней встретились люди из разных управленческих вертикалей власти в рамках одного региона. Так, в Северокавказском регионе учились семь команд из семи разных республик и регионов, принадлежащих к одному макрорегиону. То есть люди, которым есть о чем поговорить и перед которыми стоят задачи, над решением которых можно и нужно работать вместе.

Кто проходит обучение в рамках этой программы? Это люди высшего кадрового резерва: министры региональных правительств, руководители региональных агентств и ведомств, руководители и заместители руководителей муниципальных образований – то есть те, кому предстоит формировать стратегию развития своего региона и затем воплощать её в жизнь. В отличие от программы «Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов», которой я занималась, на программу не приглашаются представители бизнеса. Но их мнение относительно разрабатываемых командами проектов учитывается. Как - я расскажу немного позже.

И все же, задача подобных программ - дополнить какими-то компетенциями управленческий багаж слушателей или исключительно узко – научить их командной работе?

Перед командами стояла задача разработать реальные программы развития регионов. На сегодняшний день у нас РАНХиГС на 10-ти площадках отучились команды из всех 85 субъектов Российской Федерации. Майские указы Президента РФ этого года предъявляют большие и совершенно новые требования к стратегии развития страны. И эти майские указы предстоит претворять жизнь, каскадировать, говоря управленческим языком, этим самым командам. И перед ними стояла реальная задача разработать программы развития своих регионов. В каких-то регионах эти программы уже были разработаны и командам представилась возможность их переосмыслить. Где-то эти программы носили исключительно формальный характер, и перед командами стояла задача наполнить их смыслом, довести до понятных задач, а задачи перевести в понятные проекты уже с дорожными картами. Поэтому первая и важнейшая задача, которая стояла перед экспертами, тренерами и модераторами, это объединить людей, создать больше горизонтальных связей между чиновниками разных категорий. Хочу сказать, что по этому принципу учатся разные кадровые резервы. И врио губернаторов, которые сейчас назначаются, и избранные главы регионов учились у нас вместе, многие знают друг друга. И потому развивать межрегиональные связи, имея неформальные отношения между руководителями, конечно, в разы легче.

Вторая важная задача, тесно связанная с первой, – это сама разработка программ развития. И третья – это, конечно, дополнение багажа региональных управленцев определёнными знаниями и компетенциями, которые помогут им действовать по-новому в условиях экономики турбулентности.

Эта программа отличается ещё и тем, что в ней уделяется внимание и так называемым hard skills (англ. «твердые навыки» — это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности. Такие навыки можно продемонстрировать, они относятся к обязательным требованиям при приеме на работу, их указывают в должностных инструкциях – прим. редакции) и soft skills (англ. «мягкие навыки» - связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом – прим. редакции).

Что это означает? Слушатели изучают базовые управленческие предметы и тут же применяют их на практике. От модуля к модулю мы видим, как они прогрессируют. Например, первый модуль был посвящён стратегированию, то есть изучению методов анализа внешней среды, постановке своего региона в контекст того, что происходит в стране, в той же экономике. И разработке тех решений, которые бы раскрывали потенциал территории, развивали то сильное, что уже есть, и отвечали той проблематике, которая есть у региона и у страны в целом. Это самый сложный модуль. И задачи, которые команде предстояло решить в рамках этого модуля, самые сложные. Участники изучали и использовали самые современные методы и инструменты, которые они изучали и сразу же претворяли в жизнь.

На втором модуле они встречались и обсуждали свои идеи развития территорий с различными социальными группами в регионе, в том числе и с бизнесом. То есть они дорабатывали свои идеи. Третий модуль посвящен проектному управлению. Как то, что было наработано превратить в программу и проекты? Как разработать более детальную карту заинтересованных сторон, определить риски, составить инвестиционный план? Эти задачи тоже сложные, но они уже проще, чем найти ответ на вопрос, а куда же следует идти? В каком направлении? Кстати, на этом этапе многие команды поменяли тематику своих проектов, потому что стало понятно, что в них не хватает содержания и заинтересованных сторон, в частности.

На четвертом модуле проходили большие стратегические сессии, где практически готовые программы с проектами опять же дорабатывались с участием широкого круга участников: министерствами, ведомствами, общественностью и тем же бизнесом. В этих сессиях принимали участие и наши эксперты. Я, например была в Северной Осетии, и была потрясена высокой заинтересованностью самых разных представителей общественности.

На пятом модуле дорабатывались истории, связанные с брендингом территорий и программ. Как сделать так, чтобы у большого круга заинтересованных сторон, у жителей этой и соседних территорий при упоминании этого проекта появлялась ассоциация именно с ним, будь то развитие внешнеэкономической деятельности, «Сад-гигант» или биотехнологический кластер.

По завершении пятого модуля проекты были представлены перед авторитетными комиссиями. Выступая после презентаций, министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев отметил, что представленные проекты могут стать двигателями развития не только Северного Кавказа, но и всей страны. Мне кажется, что это очень важные слова, потому что те проекты, которые мы разрабатываем, мы разрабатываем «на вырост». Мы хотим, чтобы они были направлены не в прошлое, а в будущее. Чтобы в результате их реализации людям хотелось остаться жить и работать в регионе.

Теперь про тренинговую часть. При разработке стратегии крайне важно, чтобы с тобой сразу были люди, с которыми ты будешь претворять её в жизнь. Для этого проводились тренинги по командообразованию, по искусству ведения презентаций, по лидерству, по управлению изменениями. Тренинги были крайне актуализированные, направленные на то, что нужно делать сейчас. Не как вообще управлять изменениями, а как управлять изменениями в настоящий момент в нашей стране в период турбулентности, неопределенности. Как продолжать нести знамя, когда в необходимость этого никто не верит, да и ты уже в общем не очень. Как собраться, убедить, увлечь. На каждом модуле все, что мы изучали на занятиях с помощью экспертов и тренеров, модераторы сразу же обсуждали утром и вечером с командами. И сразу все это пытались конвертировать в программы и проекты. И плюс огромная проектная работа велась между модулями.

Ещё одна неотъемлемая составляющая программы– это дистатнт. Что происходит, когда мы расстаемся? У участников появляется возможность проверить наработанное на практике, изучить дополнительную литературу. По прохождении каждого модуля мы спрашивали у участников, кого бы они хотели увидеть на «межмодуле». И с этими «звездными» спикерами делали современные интерактивные курсы. Так, известнейший профессор Наталья Зубаревич записала курс по территориальному развитию, инвестиционный консультант Игорь Рождественский про международные практики развития территорий. Очень интересный курс мы сделали по современным финансам с практикующим финансистом Теймуразом Вашакмадзе.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.