РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Екатерина Агеева: растет процент ребят, готовых после окончания вуза остаться на своей малой родине

НИА-Ставрополье

IMG 9059Поводом для беседы корреспондента НИА – Кавказ с заведующей научно-исследовательской лабораторией Северо-Кавказского института РАНХиГС, кандидатом политических наук Екатериной Агеевой стал прошедший в поселке Архыз в Карачаево-Черкесии 7-9 ноября Межрегиональный научно-практический молодежный форум "Межкультурный диалог".

Екатерина Александровна была участником и организатором многих форумов. Поэтому первый вопрос касался отличия этого мероприятия от прошедших ранее. «Этот форум носил не столько научный, сколько образовательный характер. Мы хотели не просто послушать студентов, его участников, и спикеров. Мы попытались дать им возможность получения опыта совместного мышления, и в компании с более опытными наставниками, и друг с другом. В первый день форума мероприятия носили характер мастер-классов, на которых мы вводили участников в тему, а в последующие два дня велась работа в группах по созданию проектов. Цель каждого проекта – определить пути решения проблем, которые студенты считают «горящими».
В ходе подготовки участников форума к разработке проектов выяснилось, что многие проблемы, которые считают важными организаторы форума, сами студенты таковыми для себя не считают.
Единственная из проблем межнационального общения, которая была представлена в тематиках проектов, была проблема изучения родных языков. Она нашла отражения в трех проектах. Суть проблемы заключается в том, что некоторые родители, которым сегодня предоставлено право выбора, будут их дети изучать в средней школе родной язык или нет, не всегда делают выбор в пользу родного языка, так как считают, что изучение иностранных языков открывает перед их детьми больше возможностей для развития и личностного роста. Другая сторона проблемы – отсутствие стандартов обучения, качественных учебников, достаточного числа квалифицированных преподавателей. Всё это делает вопрос преподавания в средних школах родных языков конфликтогенным фактором.
Что предложили ребята? Логические и реализуемые рекомендации: on-line курсы изучения родных языков, перевод российских мультфильмов с соблюдением всех авторских прав на родные языки, проведение фестивалей, дней поэзии на родных языках. «Все проекты были лишены какого-то радикализма, - отметила Екатерина Агеева, - ребятами были предложены вполне реализуемые идеи».
Но профессиональные компетенции студентов непрофильных вузов не включают лингвистических знаний и навыков? То есть ребята выдавали некоторые предложения, реализовывать которые должен кто-то другой?
«Отнюдь нет. Ребята и сами собираются принимать активное участие в их реализации в составе волонтерских сообществ».
Два проекта отражали тематику «Чистого города». То есть сохранения в чистоте наших городов и экологии. Здесь тоже рекомендации были очень просты и легко укладывались в тезис: нужно убираться и сохранять чистоту.
Ещё два проекта касались создания досугово-образовательных центров для молодежи. Причем один из центров был исключительно развлекательного направления, а вот идея второго, «Территория роста», была в том, чтобы обучать ребят технике публичного выступления и психологии.
И один проект касался формирования единой модели поведения в интернете. Он и стал победителем среди представленных проектов.
Капитан команды-победительницы, руководитель студенческого научного общества СКИ РАНХиГС Ислам Ахциев так определил суть проекта: "В сети интернет увеличился контент, который имеет негативный и даже агрессивный характер. Два дня мы совместно с командой постарались разработать проектное решение, которое позволит минимизировать данную проблему. В итоге мы разработали комплекс мер, в которых будут задействованы образовательные учреждения, семьи, органы власти и сообщества общественного контроля в сети. Такой интеграционный подход и координация усилий всех субъектов позволит достичь эффективности в данном вопросе".
Как же эту проблемы предлагают решать ребята? «Получился не столько проект, сколько некая программа действий, - считает собеседник нашего корреспондента. - Ребята предлагали создать свое общественное объединение, свое сообщество контроля в соцсетях. Такие сообщества уже существуют и являются частью общественного контроля. Они могут обращаться к администраторам сетей, органам власти с предложение сформулировать некие стандарты качества публикаций (использование, к примеру, техники, способной обеспечивать соответствующее качество контента). Плюс они могут создавать стандарты, которые бы ограничивали и запрещали использовать контенты, мешающие нормальному взаимодействию людей».
У нас любой контроль над информацией с чьей бы то ни было стороны воспринимается как цензура. Авторы проекта не боялись, что на них начнут навешивать подобные ярлыки?
«Конечно, мы думали об этом. Как и о том, что сегодня основную часть посещения аккаунтов в сетях обеспечивает как раз информация и контенты, которые авторы проекта хотели бы отфильтровать. И ребята это понимают. И поэтому установление контроля — это лишь одно из направлений деятельности. Другие направления — это работы в общеобразовательных организациях с молодежью, это организация курсов для желающих работать в сети, стать тем же блогером. И работа с семьями»,
Но это же очень масштабная работа! Это должно стать частью государственной политики?
«Да, действительно. Есть определенная доля идеализма в этом проекте. Ребята делали проект не в расчете понравиться. Они искренне считают это проблемой и хотят предложить свои варианты её решения».
«Тематика проектов была рождена и предложена самими ребятами», - ещё раз отметила Екатерина Александровна.
Как Вы считаете, сегодняшние студенты умеют работать в командах?
«Основная масса ребят или уже имела опыт работы в командах, или смогли легко влиться в команды».
У Вас богатый опыт участия в подобного рода молодежных форумах. Вы видите прогресс личностного развития у молодых людей, которые участвуют в них?
«Ещё лет пять назад на вопрос о желании остаться в России, на Северном Кавказе и хоть что-то сделать для себя, для семьи, для города, для региона, очень часто слышала ответ: «Нет, мы лучше уедем. Мы здесь для себя перспектив не видим». Сегодня же, не могу сказать, что все готовы остаться на своей малой родине, но процент этих ребят растет».
Однако один вопрос тревожит Екатерину Александровну: выпускники школ боятся мыслить. «Главенствует шаблонное мышление. Боязнь отойти от этого шаблона. В ходе обучения в вузе, к началу - середине второго курса ребята меняются. Они начинают самостоятельно мыслить, они перестают бояться ошибиться. В целом же, российские студенты сегодня являются важнейшим ресурсом новой России и готовы развиваться вместе со своей страной в изменяющихся условиях».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.