РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Реформу пенсионного обеспечения прокомментировали в СКИ РАНХиГС

НИА-Ставрополье

Вопрос пенсионных выплат является одним из важнейших вопросов социальной политики государства, потому что от этого зависит уровень жизни каждого четвертого жителя страны. В России уже около 30 лет идет реформа пенсионного обеспечения, которая нацелена на отказ от распределительной системы (когда за счет взносов трудоспособного населения выплачиваются пенсии нетрудоспособному населению) и переход к накопительной системе (когда уплаченные взносы трудоспособного населения не тратятся на существующих пенсионеров, а накапливаются на отдельном счете и выплачиваются при выходе конкретного гражданина на пенсию). Тем не менее, на сегодняшней день коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате в стране) продолжает оставаться одним из самых низких в странах, реализующих модели пенсионного обеспечения.

Идея самой реформы понятна и очевидна. Рост продолжительности жизни, активное старение населения, повышение качества жизни привели к тому, что на одного работающего (трудоспособного) стало приходиться все больше нетрудоспособных. А переход к накопительной системе должен был позволить в перспективе решить данную проблему. Однако есть сложность, которая заключается в том, что единовременно перейти к накопительной системе невозможно, так как уже существующие пенсионеры не имеют таких накоплений, а потому необходим постепенный переход к новой системе.
Для этого ввели так называемую накопительную часть пенсии, которая предполагает, что пенсионные накопления работающего будут учтены в специальной части индивидуального лицевого счёта.
«Данные средства можно было перевести в негосударственный пенсионный фонд и управлять ими с целью максимизации накоплений. Однако в 2014 году государство приняло решение о запрете отчислений на накопительную часть, т.е. «заморозило» накопительную часть. Изначально было принято решение о данной мере сроком на один год, однако впоследствии государство неоднократно продлевало срок, и сейчас запрет действует до конца 2023 года. Данная мера позволяет государству решать проблему дефицита Пенсионного фонда РФ, но при этом не позволяет простым гражданам накопить достойную сумму на будущую пенсию. Более того, в тяжелом положении оказываются негосударственные пенсионные фонды, которые не могут инвестировать накопительную часть пенсии граждан», - отметила декан факультета экономики, управления и права, кандидат экономических наук Оксана Ступникова.
Пандемия также внесла свои коррективы в доходность пенсионных накоплений, еще более усугубив сложившуюся ситуацию. По оценкам экспертов годовая доходность не превысит 6-6,5%, а ведь основной задачей негосударственных пенсионных фондов является обеспечение доходности выше уровня инфляции. Объясняется это слабостью работы финансовых рынков, довольно мягкой денежно-кредитной политикой, общим экономическим спадом и пр.
Однако погоня за высокой доходностью также невозможна, поскольку означает повышенные риски, а это недопустимо с учетом того, что средства должны быть сохранены.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.