РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

На форуме «Сообщество» обсудили вопросы инициативного бюджетирования

НИА-Ставрополье

3363636 1На форуме «Сообщество», проводимом Общественной Палатой РФ 02 ноября 2021 г., в рамках панельной дискуссии были подняты вопросы развития инициативного бюджетирования в России.

В качестве основных спикеров выступили Анна Сухова - координатор проектов в области инициативного бюджетирования Всемирного банка; Дмитрий Буташин - проректор РАНХиГС; Мария Комиссарова - заместитель директора МБОУ СОШИП № 3 г. Лабытнаги, Максим Древинский - студент Северо-Западного института управления РАНХиГС, Артур Карсанов - ученик МБОУ СОШИП №3 г. Лабытнаги.
Модератор площадки – директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, член Обшественной палаты РФ Азамат Тлисов.
Основным результатом панельной дискуссии стало понимание того, что инициативное бюджетирование обладает целым рядом преимуществ. Так, на уровне школ оно позволяет наладить активное взаимодействие между школьниками, педагогами, руководством школы и родителями. Благодаря школьному инициативному бюджетированию формируется так называемая функциональная грамотность. Именно оно способно менять мышление и понимание в головах людей, поскольку через проекты люди могут влиять на приоритеты в использовании выделяемых средств, выстраивать диалог между обществом и властью, а в настоящее время, по мнению экспертов, население хочет быть услышанным властью. Более того, именно благодаря инициативному бюджетированию растет уровень доверия населения к власти, а также вера в возможность реализовывать приоритетные для населения задачи.
Но, как показывает практика, в настоящее время при довольно широкой включенности субъектов РФ в реализацию практик инициативного бюджетирования (некоторые территории реализуют их с 2005 г. как пилотные, к примеру, Ставропольский край (ПМИ)), значительная часть населения даже не знает об имеющейся возможности такого вовлечения. А если учесть, что Президент РФ еще 1,5 года назад обозначил необходимость расходования 5% расходов местного бюджета с учетом мнения населения (через инициативные проекты), распространение и освещение практики инициативного бюджетирования становится более чем востребованным. Но здесь возникает и другая проблема, связанная с наличием у населения навыков подготовки такого рода проектов.
По мнению эксперта Всемирного банка А. Суховой, необходимо подготовить координаторов на муниципальном уровне, которые бы оказывали консультационную помощь в подготовке проектов, а также обеспечивали межведомственное взаимодействие. Кураторы необходимы и на уровне каждой школы, что ставит вопрос о необходимости массовой подготовки педагогов, владеющих методикой инициативного бюджетирования и знающих основы проектного управления. Логично выстроить каскадную модель подготовки, когда уже обученные тьюторысмогут донести информацию об инициативном бюджетировании на местах другим.
Декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова считает, что для дальнейшего развития инициативного бюджетирования необходимо включение его в бюджетный процесс; создание прозрачных и понятных процедур разработки и принятия инициативных проектов; цифровизацию через различные платформы.
«Для развития школьного инициативного бюджетирования необходима включенность самого руководства, а также возможность оказания консультативной помощи со стороны педагогов, но при этом, отсутствие возможности «продавливания» идей, в которых заинтересована школа, поскольку основной целью инициативного бюджетирования является не материальное оснащение школы, а развитие навыков у школьников и подготовка к «взрослому» инициативному бюджетированию, формирование активного гражданского общества, вовлеченного в решение вопросов свой территории», - подчеркивает эксперт.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.